Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Сколько стоит страховой полис ОСАГО? Изменятся ли тарифы на автогражданку в 2011 году? Как расчитываются страховые взносы по осаго в Москве? Поскольку стоимость полиса ОСАГО волнует многих автовладельцев, нам часто задают эти и подобные вопросы относительно тарифов, суммы и сроков выплат, стоимости приобретения и правил автострахования гражданской ответственности (ГО). В этой статье мы постараемся объяснить, из чего состоит стоимость полиса ОСАГО, и как страховые компании начисляют тариф для автовладельцев.
Законом о страховании установлен базовый тариф ОСАГО, однако страховые компании применяют различные повышающие и понижающие коэффициенты стоимости. Другими словами, стоимость полисов ОСАГО определяется множеством факторов, зная которые, страхователь может влиять на цену обязательного автострахования в свою пользу. Какие же факторы учитываются страховой компанией, когда она расчитывает стоимость ОСАГО для автолюбителя?
Самым существенным фактором, влияющим на тариф полиса ОСАГО, является стаж вождения и возраст водителя. Дороже всего полис осаго обойдется молодым водителям в возрасте до 22 лет. Если стаж управления автомобилем составляет менее трех лет, то также применяется повышающий коэффициент от 1.3 до 1.7. Следует помнить, что при внесении в полис нескольких лиц, имеющих право управления данным транспортным средством страховые компании России берут в расчет не средние показатели стажа и возраста, а наихудшие. Поэтому первейшим способом съэкономить на тарифах ОСАГО является исключение неопытных и малолетних водителей из полиса.
Страховые тарифы ОСАГО имеют разное значение при аккуратной, безаварийной езде, и при значительном количестве ДТП, совершенных страхователем. Опытным водителям, имеющим многолетний стаж езды без аварий, предоставляются существенные скидки: чем больше стаж аккуратного вождения – тем выше сумма бонуса. При недостатке такого стажа цена полиса повышается; этот фактор ценообразования называется «коэффициент бонус-малус». Бонус-малус имеет значение от 0.5 до 2.5 и равняется единицы примерно для трех лет езды без ДТП. Если же к воздению допущено несколько лиц, то бонус-малус расчитывается с учетом истории вождения каждого из них. Как видите, стоимость полиса ОСАГО даже по этому показателю может варироваться очень существенно.
Оказывается, «прописка» автомобиля также оказывает существенное влияние на стоимость ОСАГО для него. Для крупных городов, где риск совершения ДТП гораздо выше из-за оживленного движения, применяется надбавочный коэффициент, увеличивающий тариф страхования. В частности, для Москвы этот коэффициент равен 2, для Санкт-Петербурга – 1.8, в других больших городах – от 1.3 до 1.7. Зато для сельской местности и небольших поселков применяется понижающая поправка к стоимости полиса. Таким образом, в московском регионе обязательное страхование автомобилей является самым дорогим.
Есть ли выгода регистрировать авто в тех регионах, где тариф ниже? По всей видимости, такие действия имеют смысл лишь в том случае, если другие факторы ценообразования очень неблагоприятны для автовладельца (о них читайте ниже). В общем случае регистрация и страхование автомашины не по месту проживания осложняет жизнь больше, чем приносит выгод по части страховых расходов. К слову, на стоимость полисов КАСКО влияют похожие критерии расчета.
От самой машины также зависит, насколько дорого будет ее страховать по ОСАГО. Марка и производитель влияет гораздо меньше, чем возраст автомобиля и его техническое состояние. Логику здесь понять просто: чем престижнее машина, чем меньше она изношена – тем дороже обойдется страховой полис ОСАГО на нее. Мощность двигателя – вот, пожалуй, самый существенный «агрегатный» фактор стоимости полиса: страховщиками считается, что чем мощнее машина – тем больше повреждений она способна нанести. Поэтому дороже всего авто страховка ОСАГО обойдется владельцам скоростных спортивных машин и мощных внедорожников, а дешевле – водителям малолитражек.
Число водителей также влияет на конечную стоимость ОСАГО. Про зависимость от стажа мы уже говорили, остается добавить лишь следующие нюансы: чем больше внесено водителей – тем хуже, а при неограниченном числе применяется коэффициент 1.7. Не следует забывать, что включение в полис всех лиц, которые будут управлять данной машиной, обязательно по правилам ОСАГО, и нарушение этого требования приводит к тому, что в страховом случае возмещение ущерба третьей стороне страховой компанией не выплачивается.
Существую также и другие факторы, прямо или косвенно влияющие на расчет ОСАГО для страхователей. Они могут применяться в некоторых страховых агентствах, а могут и вовсе не учитываться. Например, страховая компания может принять во внимание профессию: профессиональным шоферам и военнослужащим при этом страховка ОСАГО обойдется дешевле, поскольку они считаются более дисциплинированными водителями. А вот женщинам придется выложить за обязательное авто страхование ГО немножно больше, чем мужчинам (к слову, на Западе все наоборот: девушки платят за страховки меньше, так как водят аккуратнее мужчин).
Есть еще такой хитрый коэффициент 1.5, который может быть применен страховщиком в случае, если вскроется попытка обмануть страховую компанию со стороны страхователя. Например, водитель указал стаж езды без аварий 5 лет, а на самом деле в этом году уже совершил ДТП. Страховая, помимо применения бонуса-малуса в его повышающей части, может дополнительно повысить тариф в полтора раза за нечестность страхователя в качестве меры защиты своих финансовых интересов.