Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Давно зреет план начать развенчания мифов о современном школьном образовании. Когда я вплотную занимался своим сайтом, у меня там было много материала на эту тему. Количество статей не уменьшилось, но популярность сайта упала в последние годы и я перестал им заниматься. Так что самые любопытные (читай любознательные) могут пройти по ссылке в моём профиле и в Уголке воспитателя изучить материалы по этой теме, которые я посчитал достойными и полезными.
Типичный аргумент школозащитников в общем виде звучит так: «Но ведь должен же ребёнок где-то социализироваться? Школа даёт ему базовые навыки общения».
Коротко ответить на это можно так: «Даёт, но будет ли полезно это ребёнку»...
Разверну этот ответ.
Школа даёт ребёнку опыт жизни в коллективе тюремного типа. В коллективе, откуда нельзя уйти, и в котором действуют традиции содержащейся в зоопарке стаи обезьян. Наша современная школа представляет собой типичнейшую обезьянью стаю, в которой нелепые традиции и ритуалы практически полностью подменяют собой процесс обучения.
Проще говоря, в школе детей не учат: их там искусственно низводят до положения младших членов обезьяньей стаи, которые должны во всём подчиняться доминирующим особям и по-возможности точно копировать их поведение.
В призывной армии такой опыт будет полезен. Если, конечно, закрыть глаза на то обстоятельство, что значительная часть детей получает опыт отрицательный — в коллектив не вписывается. Что бывает с такими детьми в армии или в тюрьме можешь почитать в жёлтой прессе.
Однако пусть даже ребёнок в коллектив успешно вписался. Допустим, коллектив был настолько хорошим, что даже через двадцать лет после школы общается с одноклассниками. Давай задумаемся — нужна ли ребёнку школьная социализация в нормальной взрослой жизни?
Надсмотрщиков у взрослых нет. Общается взрослый с людьми самого разного возраста, а не только с ровесниками. На работе у адекватного взрослого человека задача — хорошо сделать работу, а не просмотреть как можно больше порнухи, пока начальник не засёк. И, главное, по-настоящему взрослый человек должен уметь принимать решения самостоятельно и класть прибор на мнение окружающих. У окончившего школу конформиста с самостоятельным принятием решений обычно проблемы.
Проще говоря, определённую извращённую социализацию школа даёт — но лучше бы она её не давала вовсе.
Кроме того, давай уйдём от школьного чёрно-белого мира. Школа, что бы там ни утверждали люди, называющие себя педагогами, это далеко не единственное место, где ребёнок может общаться. Двор, кружки, Интернет, работа родителей, сами родители, друзья из, туристические походы и поездки, молодёжные организации — вот только несколько примеров навскидку.
Помимо этого есть ещё момент. Возьмём определение социализации (из Википедии): «Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе».
Научить ребёнка социальными нормам, правилам и ценностям, знаниям, навыкам для этого успешного функционирования может только тот, чьи познания в этом вопросе гораздо шире (это правило действует в любой области знаний). Этого явно не могут сделать сверстники, про которых столько было упоминаний в комментариях. И зачастую этого не могут сделать преподаватели, т.к. мы давно не живём в царской России, где культурный уровень преподавателей был на порядок выше, чем уровень детей и их родителей. Уровень нынешних преподавателей в лучшем случае такой же, как у родителей, а подчас и ниже. И чему такой преподаватель может научить ребёнка?..
Надеюсь, хоть частично этот вопрос я закрыл. И спасибо за множество развернутых комментариев ко вчерашнему посту. С удовольствием почитал и многое взял на заметку. Пиши, что думаешь по сегодняшней теме. Я за конструктивные дискуссии.