Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Полигон DISc0nNecT'a

Авторизация

Книга про инвестиции

Карта посещений

Другие ссылки

Поиск по сайту

Советы от Ибуки

Советы от Ибуки

Японский инженер и бизнесмен Масару Ибука, один из основателей знаменитой на весь мир корпорации Sony, был еще и педагогом-самоучкой, идеи которого до сих актуальны. В своей книге «После трех уже поздно» он не давал готовых рецептов по воспитанию детей, он просто делился своим опытом отца.

Отец, инженер, педагог

В середине 70-х годов ХХ века японский инженер и бизнесмен Масару Ибука, один из основателей знаменитой на весь мир корпорации Sony, опубликовал книгу по педагогике под названием «После трех уже поздно». Это стало неожиданностью для всех, но не для самого предпринимателя – уже много лет Ибука всерьез изучал детскую физиологию, психологию, общался с педагогами-новаторами. Причина проста и трагична – его единственный сын страдал ДЦП, и любящий отец искал для него способы вернуться к полноценной жизни. В итоге у создателя Sony появилось еще одно детище - Ассоциация раннего развития детей, которая работает в Японии и в наши дни.

Занятия в ассоциации ведутся по оригинальным методикам, разработанным на основе идей Ибуки, и приводят к впечатляющим результатам. Воспитанники ассоциации талантливы во всем – рисуют, сочиняют и играют симфоническую музыку, свободно владеют иностранными языками, оставаясь при этом жизнерадостными и хорошо адаптированными к социуму людьми, а не замкнутыми «ботаниками». Масару Ибука и не стремился разработать систему воспитания неких уникальных индивидов, юных гениев или, как модно говорить, вундеркиндов, наоборот, его рекомендации обращены к обычным родителям обычных детей.

Малыш, музыкант, спортсмен

С момента рождения до трех лет ребенок развивается темпами, которые больше никогда не повторятся. Формируется до 70-80% нейронных связей между клетками его мозга, благодаря которым он обеспечивает дальнейшее интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие человека. И именно в этот период нужно создать прочную базу для дальнейшего роста личности. Это не означает, что кроху нужно нашпиговать фактами и цифрами. Информация должна быть «упакована» соответственно возрасту малыша, соответствовать его возможностям и отвечать его потребностям.

Впрочем, Ибука уверен: ребенка невозможно "перекормить" новыми сведениями и впечатлениями, поскольку детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что «уже достаточно», включает механизм блокировки, и новая информация просто не воспринимается. При этом у малыша еще нет представлений о том, какие мыслительные задачи являются трудными, а какие – легкими. Вопреки нашим стереотипам о последовательности процесса познания, ребенку все в новинку, все интересно.

Масару Ибука любил повторять, что для крохи алгебра ничуть не сложнее арифметики. А сложнейшее симфоническое произведение не менее интересно и полезно, нежели специально написанные для детей песенки. Более того, Ибука категорически выступал за то, чтобы учить детей на шедеврах: если слушать музыку, то лучшие образцы классики, если читать книги, то произведения признанных гениев поэзии и прозы.

Некоторые свои педагогические идеи Масару Ибука сформировал под влиянием уникального педагога и скрипача Шиничи Сузуки. Профессор Сузуки пришел к идее раннего музицирования, когда оценил, с какой быстротой дети осваивают родную речь, ее фонетический строй и грамматическую гармонию. Масару Ибука обнаружил, что академическое обучение музыке в юном возрасте не только «смягчает душу и улучшает характер», но также, благодаря регулярным тренировкам, воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания. А в конечном итоге человеку легче осваивать новые знания и выполнять любую работу – в какой бы области она ни лежала. Более того, Ибука проводил связь между обучением музыке и выработкой лидерских качеств.

Точно так же, как к музыке, малыша с рождения нужно приобщать к иностранным языкам и физической культуре. И тогда к пяти годам у вас вырастет полиглот, владеющий пятью иностранными языками, и человек, владеющий роликами или коньками на уровне хорошего спортсмена. Но и это не главное, важнее всего – учить ребенка любить на собственном примере.

Ибука против Спока

Во времена выхода книги Ибуки в свет были популярны идеи американца Бенджамина Спока. Совместный сон с ребенком считался чуть ли не чем-то неприличным, а ношение малыша на руках – баловством. Японец, наоборот, призвал чаще брать младенцев на руки, спать с ними в обнимку, петь песенки, баюкать, как можно больше общаться, причем, по его убеждению, этим необходимо заниматься не только мамам, но и отцам. Такие тесные взаимоотношения с малышом вовсе не означают вседозволенности. Стереотип о «японском» воспитании гласит, что в Стране восходящего солнца малышам разрешено буквально все, но лет с девяти маленькие японцы встраиваются в жесткую иерархическую структуру общества, где авторитет старших является непререкаемым.

Масару Ибука считает такой подход глубоко ошибочным. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем, по мнению Ибуки, может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление. Это происходит, если родители выступали по отношению к ребенку в роли «слепо преданных министров», а затем вдруг превратились в строгих нянек. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним ласковым, но строгим, а по мере развития его личности постепенно «отпускать поводок», выказывать уважение к его воле. Режим, распорядок дня, выполнение норм поведения – святое для всей семьи, в том числе для ребенка. Недопустимо кормить малыша, когда он сам попросит есть, укладывать спать – когда он сам свалится от усталости и т.д. Такое свободное воспитание Ибука приравнивал к игнорированию интересов детей и даже упрекал подобных мам и пап в отсутствии истинной любви к крохе, равнодушии и эгоизме.

Территория любви

Чтобы воспитывать и развивать ребенка согласно концепции Масару Ибуки, не нужно покупать дорогостоящие развивающие игры и игрушки, изучать мудреные методики, заканчивать специальные курсы. Достаточно просто любить свое чадо. Что это значит, по мнению знаменитого японца?

Во-первых, чаще берите новорожденного на руки.

Физическое соприкосновение с родителями не только формирует отзывчивого, восприимчивого человека, но и влияет на интеллект малыша. Кроху нельзя избаловать совместным сном, лаской, объятиями. Любовь родителей – основа его успешного развития.

Создавайте вокруг ребенка особую территорию развития.

Это не означает, что нужно превратить детскую в филиал магазина игрушек. Когда их много, малыш не в состоянии сосредоточить внимание, сконцентрироваться, он просто не знает, что делать с таким количеством мягких мишек! Если вы хотите развить у крохи нестандартное мышление, не покупайте ему все, что он просит сию минуту, поощряйте его фантазию. В воображении малыша даже мамины туфли или папина коробка с инструментами могут преобразиться в волшебные фрегаты или сказочный замок.

Подарите ребенку коробку с карандашами как можно раньше!

Все, что малыш делает руками – рисует, лепит, разбрасывает или даже рвет бумагу, - развивает его интеллект и творческие задатки. Нельзя без конца критиковать и поправлять ребенка: «Возьми карандаш в правую руку!» или «Где ты видел фиолетовое солнце?», так вы только мешаете развитию его творческих способностей. Кстати, тренируйте левую руку так же, как правую – это эффективный способ активизировать работу мозга маленького человека.

Читайте малышу книги, а главное - учите стихи наизусть.

Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. Известны случаи, когда двухлетние карапузы рассказывали наизусть всего Чуковского, в то время как их сверстники не могли запомнить «Идет коза рогатая за малыми ребятами».

Дольше гуляйте с научившимся ходить малышом пешком, не держите его в коляске.

Ходьба стимулирует мыслительный процесс. Не случайно многие писатели и ученые вспоминали, что, когда у них исчезало вдохновение, они совершали пешие прогулки, в процессе которых появлялись новые идеи.

Соблюдайте режим.

Ребенок, привыкший к четкому расписанию, будет легко укладываться спать, кушать без капризов и с радостью заниматься.

Родительский дом

В идеале, согласно Масару Ибука, вся семья, все ее поколения должны жить вместе. Наличие бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек, сестренок и братиков – лучшая социальная среда для развития малыша. Поскольку сам предприниматель львиную долю своего времени, сил, внимания уделял своему сыну, страдавшему ДЦП, то он призывал всех отцов занять лидирующую позицию в воспитании детей. Мало быть только кормильцем семьи, необходимо стать лучшим педагогом для своих чад.
Метод Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает физические наказания в отношении маленьких детей, в частности, шлепанье.

Сам автор объясняет свою позицию так: к трем годам у ребенка развивается чувство собственного достоинства, поэтому строго отчитывать кроху, наказывать его в этом возрасте уже проблематично, часто бессмысленно. Чтобы избежать развития порочного круга, есть только один выход – приучать детей к дисциплине, пока им нет еще года. В любом случае, физические наказания не должны унижать личность ребенка и пробуждать жажду мести. Нужно хвалить почаще, а наказывать пореже. И ни в коем случае не ругать при третьих лицах. Принуждение, насилие, унижение не могут быть спутниками интеллектуального развития. Только живой интерес и радость познания могут помочь малышу осваивать новые горизонты знаний.

Воспитывать ребенка - это значит воспитывать и самого себя.

"О детях"

«И спросила женщина, державшая ребенка на руках:
— Скажи нам о Детях.
И Он сказал:
— Ваши дети — не дети вам.
Они сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.
Они приходят благодаря вам, но не от вас,
И, хотя они с вами, они не принадлежат вам.
Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли,
Ибо у них есть свои мысли.
Вы можете дать пристанище их телам, но не душам,
Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня,
где вы не можете побывать даже в мечтах.
Вы можете стремиться походить на них, но не старайтесь сделать
похожими их на себя.
Ибо жизнь не идет вспять и не задерживается на вчерашнем дне.
Вы — луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед.
Стрелок видит цель на пути бесконечности и сгибает вас своей
силой, чтобы его стрелы летели быстро и далеко.
Пусть ваш изгиб в руке Стрелка несет радость,
Ибо как любит Стрелок летящую стрелу, так любит он и лук,
который остается на месте».

Джебран Халиль Джебран.


Источник

Яндекс.Метрика