Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Согласно статистике, порядка 15% страховых выплат в мире приходится на долю мошенников, либо получены при помощи обмана. В России навар мошенников больше – от 10 до 20 процентов, а в годы кризиса конца 2008 – начала 2010 в отдельных регионах доходил и до 30%. Такую статистику сообщили во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). Россияне вообще почему-то думают, что в обмане страховой компании нет ничего плохого. Более того, для многих такой способ заработать является и предметом гордости. Почти половина опрошенных граждан России не относят мошенничество в отношении страховщика к преступлению.
Среди страхового мошенничества на безусловном первом месте стоит автострахование. По данным того же ВСС, в каждом десятом случае клиент пытается обмануть страховую компанию. Попытки обмана можно условно разделить на две категории: в первом случае страховое мошенничество планируется и готовится заранее, а во втором недобросовестные страхователи пытаются воспользоваться ситуацией, которая возникла при происшествии. Справедливо ради надо заметить, что и страховщики в России не брезгуют откровенными подтасовками, стремясь отсрочить или вовсе избежать выплаты покрытия клиенту.
Что только не придумывают владельцы автотранспорта, чтобы обмануть страховую компанию! Мы приводим хит-парад самых популярных способов страхового мошенничества и обмана, к которым прибегают страхователи в расчете получить побольше компенсации.
Как видим из перечня, некоторые «маленькие хитрости» по отношению к страховым компаниям образуют состав преступления, именуемого в Уголовном кодексе «мошенничеством«. Но всегда ли жульничество страхователей достойно осуждения? В следующей части мы покажем, что обман страховых компаний иной раз является единственным способом получить то, что причитается по справедливости.
Грань между жульничеством и честной игрой в автомобильном страховании настолько тонка, что иногда стирается вовсе. Приведем пример, до боли знакомый как страховым компаниям, так и страхователям, когда поступить по совести – значит, обречь себя на убытки. Происходит авария, в ходе которой у застрахованного автомобиля повреждаются детали А, B и C. Которые и заменяются при ремонте. После чего страховщик выплачивает пострадавшему не полную стоимость запасных частей, а лишь столько, сколько они стоят с учетом износа и амортизации. Получается, что как ни крути – а от 30 до 70 процентов расходов приходится нести страхователю. Но он-то платил страховой компании совсем за другое! И при приобретении полиса его уверяли, что если что с машиной случится – ему не придется тратить деньги.
Автовладельцы, знакомые с гримасами российского автострахования, выправляют ситуацию тем, что включают в перечень повреждений не только детали A, B и C, но еще и D, E, F, G и H, исправные, но уже поношенные. Или даже сознательно их портят, чтобы не было никаких сомнений в случае экспертизы. В результате, когда они доплачивают из своего кармана за то, что по логике договора должна оплатить страховая компания, они получают частично обновленный автомобиль – что и оправдывает их деньги. «Боевая ничья», как говорится.
Как ни странно, в действиях обеих сторон не усматривается мошенничества. «Если деталь А на момент аварии объективно стоила N рублей – то почему же мы должны платить за нее в два раза больше?» – аргументируют представители компании, и это выглядит логично. «Если мне было обещано, что на основании полиса я бесплатно получу восстановление автомобиля – то разве не справедливо за уплаченные деньги получить то, что мне недодали страховщики?» – отвечают им клиенты, и, с точки зрения справедливости, оказываются правы. Кто же первый начал этот театр абсурда? Страховая компания, которая еще до происшествия совершенно точно знала, что не будет оплачивать 100% стоимости ремонта, или автовладелец, который, зная такие пируэты, в момент аварии подсуетился и составил список повреждений «с запасом» и учетом нечестности страховщика?