Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Ещё совсем недавно порядочные философы непременно увлекались книгами, театром и оперой. Сходит, бывало, Ницше на Вагнера, повпитывает в себя музыку, переварит, и допишет очередную главу своего «Происхождения трагедии».
Однако сейчас, коллеги, за окном медленно ползёт в прошлое 2012-й год. Мои талантливые современники не только пишут оперы, но и… делают компьютерные игры. Поэтому — жизнь есть жизнь — иногда именно из игр я черпаю пищу для своих размышлений.
Наверное, мне тоже можно было бы встать в солидную позу, одеть накладную бороду и сделать вид, будто я еженедельно хожу на Вагнера. А игры объявить бессмысленной жвачкой для ленивого мозга, которая может увлечь только неумного, недалёкого и необразованного человека.
Но это было бы, конечно, лукавством. Современный философ не обязан ездить на лошади и пользоваться перьевой ручкой. Надо жить здесь и сейчас. А «здесь и сейчас» важной частью нашей культуры являются именно компьютерные игры.
Вообще, в головах у многих фарисеев существует некая пирамида культуры. На вершине этой ханжеской пирамиды расположены театр, филармония, опера и музеи. Чуть пониже — серьёзные книги, классическая музыка и внезапные выставки современного искусства. Ещё ниже — «хорошие фильмы не для всех». Ну а в основании пирамиды находится «культура для быдла»: телевизор, компьютерные игры и жёлтая пресса.
Однако в реальном мире, конечно же, никакой пирамиды нет. Самые важные вещи являются одновременно и самыми простыми. Поэтому когда я слышу «это не для всех, до этого надо дорасти», у меня на лице появляется улыбка.
Знаете, как происходит обучение классическим боевым искусствам? Думаете, новички учат базовые приёмы, а серьёзные адепты отрабатывают хитрые многоходовые комбинации?
Да как бы не так. Простые, базовые приёмы являются одновременно и самыми важными. Развитие идёт «вглубь». Бьёт ученик по груше рукой. Учитель говорит ему: «надо бить плавно». Проходит месяц. Ученик, после месяца избиения груши, соглашается: «да, надо бить плавно». В том же режиме проходит год. Внезапно ученик восклицает: «так вот оно что: оказывается, надо бить плавно». Проходит ещё десять лет. Ученик подходит к тренеру и говорит: «учитель, я понял секрет. Надо бить плавно».
Примерно той же дорогой идёт и вставший на путь философии. Любой из диалогов Платона можно перечитывать хоть ежедневно в течение многих лет. И всё время будут открываться новые и новые пласты смысла. А можно, вместо чтения, просто прогуливаться в парке, слушать щебетание птиц и размышлять. Щебетание птиц даст Вам ничуть не меньше, чем Платон.
Ладно. Это всё было вступление. Перехожу теперь к сути. Помните мой старый пост про «Воспитанную беспомощность»?
Вкратце, учёные мучали собаку электричеством в запертой клетке, и собака ничего не могла с этим поделать. Через несколько сеансов у клетки снимали крышу и снова пускали электричество. Но собака всё равно не выпрыгивала: она знала, что беспомощна, и ей остаётся только терпеть и страдать.
Так вот. Последние две недели я играю в старую игрушку «Космические Рейнджеры». И там игрока регулярно «мучают электричеством». Ничего толком не объяснив, выбрасывают на какую-нибудь Б-гом забытую планету и заставляют расхлёбывать заваренную неизвестно кем кашу.
Задачи при этом каждый раз разные. Сегодня нужно спасать от голода гибнущих в зоопарке инопланетных тварей. Завтра рейнджеру приходится похищать из спецоранжерии чемодан с дурнопахнущими фруктами. А послезавтра рейнджер уже сидит кресле управляющего колонией и размышляет, кто доберётся до него первым: мятежные подданные или кровожадные варвары.
Схема «планетарного квеста» каждый раз примерно следующая:
1. Рейнджер в растерянности: он не знает, что делать, куда идти, чем сражаться с превосходящими силами противника и как выполнить задание.
2. Рейнджер, стиснув зубы, начинает разбираться в происходящем и выяснять значение незнакомых слов.
3. После нескольких неудачных попыток оказывается, что не так уж всё и сложно.
4. Задание успешно выполняется и довольный рейнджер летит к заказчику за деньгами.
Как видите, игра даёт рейнджеру опыт успешного выхода из безвыходных, на первый взгляд, ситуаций. Если собака, после садистского опыта учёных, проникалась осознанием своей беспомощности, то рейнджер, выполнив несколько десятков квестов, наполняется здоровой уверенностью в собственных силах.
Так вот, именно в такой уверенности и заключается значительная доля «предпринимательского духа», в широком смысле этого слова. Каждому предпринимателю жизнь регулярно подкидывает разной степени серьёзности геморрой. Как разбираться с этим геморроем, как правило, совершенно неясно. Однако, при достаточных запасах бодрости и оптимизма, предприниматель приступает к решению проблемы и, постепенно, шаг за шагом, решает её.
Не обладающий же привычкой «решать проблемы» человек, попав в сложную ситуацию, часто опускает руки и покоряется судьбе, пуская всё на самотёк. Как та собака из эксперимента, он ложится на пол и жалобно скулит, ожидая прекращения пытки.
Теперь посмотрим, как устроено классическое образование.
Спрашивается, где тут место подвигу? Получили распоряжение, выполнили распоряжение, доложили руководству. Взяли с полки пирожок.
На мой взгляд, подобный метод обучения подходит для классической монархии или древней диктатуры, но никак не для современной свободной страны. Свободный человек всё же должен уметь действовать самостоятельно, без инструкций и без помощи начальника.
Думаю, куда как эффективнее будет учить детей «наоборот». Точнее, не «наоборот», а в самом что ни на есть жизненном порядке, в том порядке, в котором им будет подкидывать головную боль взрослая жизнь.
То есть, давать задачи, но ни в коем случае не рассказывать, как они решаются. Просто давать задачи и всё. И пусть ребёнок сам их как хочет, так и решает. Роется в учебниках в поисках новых знаний, спрашивает товарищей или пытается что-то выдумать самостоятельно. Ну а уже на следующий день, когда задачи будут детьми решены либо не решены, нужно рассказывать детям о методах их решения.
Скажете, нет, так нельзя, садизм и фантазии?
Однако ровно таким образом меня обучали в своё время на математическом кружке. И, хотя мне и везло со школьными учителями математики, два года занятий на этом кружке дали мне в разы больше, чем все десять лет обучения в школе.