Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Сколько дат (дни рождения, годовщины) ты знаешь на память? Сколько номеров телефонов помнишь? А в профессиональной сфере сколько помнишь и сколько гуглишь? Составляешь ли список покупок перед походом в магазин или помнишь, что именно нужно взять? А с таблицей умножения у тебя как обстоят дела? А с паролями к разным сайтам и сервисам? Ну хоть pin-код от карты?
Да, я снова про мышление и память. Люблю эту тему.
С момента появления общедоступного интернета и прихода смартфонов в массы стал замечать за собой некоторое отупение. Не настолько, конечно, чтобы начать бить тревогу (всё не так запущено в моём случае, я считаю), но достаточно, чтобы задуматься над этим вопросом.
В далёких 90х у меня был стационарный телефон. Даже два, учитывая переезд в 8 лет. Когда я переехал снова в 14 лет, ещё два стационарных телефона было. Я до сих пор помню их номера. И несколько текущих своих мобильных номеров. По номерам это всё. Всё, что помню. Для остальных есть записная книжка в телефоне.
Быстрому счету ни в школе, ни в техникуме меня не обучали, поэтому особо сложных расчетов в голове я не выполняю (хорошо, хоть таблицу умножения с горем пополам помню). Есть ведь калькулятор под рукой. Благо, в моей работе это не требуется. В работе я вообще не все доступные в 1С функции и процедуры помню. Часть помню (из того, чем часто пользуюсь), а остальное всегда можно посмотреть в синтаксис-помощнике, гугле или большой двухтомной книженции.
Пароли я тоже не все помню. Конечно, у меня они в большинстве своем разные (я не использую один пароль везде, где только можно). Есть система, по которой создаётся очередной пароль и по ней я пытаюсь вспоминать нужный мне. Если не вспоминается и есть возможность восстановить пароль, тогда восстанавливаю. Для тех паролей, что не подлежат восстановлению, есть менеджер паролей. К нему пароль я всегда помню.
Даты через одну помню. Те, что не особо нужны к запоминанию заносятся в календарь или планер. А в нужное время электронные системы (телефон, интернет, компьютер) напомнят мне. Ладно. Что мы всё обо мне, да обо мне...
Доводилось ли тебе замечать, что в нас развивается своего рода «лайковое мышление»: нравится - лайкаем, не нравится - идем дальше. Простенько, весело, скандально - это да, нам интересно. Сложно, серьезно, нужно вдуматься - прокручиваем. Мы словно бы переходим на двоичный код - как те машины - 0 и 1, 1 и 0.
Профессор Алехин А. Н. ввел не так давно понятие псевдодебильности. Чем проявляется обычная, нормальная, так сказать, умственная отсталость? Больной с соответствующим диагнозом интеллектуально пассивен, действует импульсивно, не может долго сосредотачивать внимание, мыслит очень конкретно и утилитарно, не любит и не понимает абстрактные рассуждения. Тебе ничего это не напоминает?.. Среднестатистического пользователя соцсетей, например?
Отличие от клинической дебильности у псевдодебильности только одно: клинического дебила никак и не при каких обстоятельствах нельзя заставить думать сложнее — само состояние его мозга этого не предполагает.
А вот «серое вещество» информационного псевдодебила целехонько, и, в принципе, его мозг можно натренировать. Но зачем? Нет, не зачем его тренировать, а зачем ему тренироваться? В чем смысл? Мотивация какая? Его как-то будут особенным образом за это уважать? Или, напротив, стыдить станут, что он дурак? Или он не выживет без этого? Нет.
Умным быть не модно, не клево, и даже не cool…
Вишенкой на торте всей этой жути является бесконечное потребление информации. Практически в любое время и в любом месте: метро, электричке, постели, кафе, работе, туалете. Люди все время заняты бесконечным потреблением информации сомнительного содержания будь то музыка, сериалы, лента новостей, мемы и т.д. и т.п.
Дело в том, что мышление и потребление информации это взаимоисключающие процессы. Когда один процесс идёт, другой не активен. Где же развиться мышлению, если мозг постоянно занят поглощением информации? Вследствие этого мышление становится плоским и примитивным настолько, что человек начинает мыслить только обобщенными категориями. Нередко в таком мышлении преобладает дихотомия, т.е. оперирование полярными категориями: черное - белое, хорошее - плохое, доброе - злое, что свойственно для раннего подросткового возраста. Точнее сказать, было свойственно... Сейчас среди представителей любого возраста это явление всё больше преобладает.
Вот тут самое время вернуться к вопросам, заданным мною в начале поста. Как часто ты пользуешься своей памятью и мышлением? Перекладываешь ли функции мозга на гаджеты (смешно звучит, как «гад же ты» 😆). Я перекладываю. Что есть, то есть.
Пиши свои мысли в комментариях. Обсудим, подумаем и разойдемся 😂. Благодарю за внимание 👍