Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми. Дети – наше всё: счастье и мучение, надежда, труд, амбиции, наш капитал, наконец! В детей вложено столько любви, времени, труда, надежд! Но почему иногда кажется, что все тщетно – ребенок не слушается, капризничает, чрезмерно пассивен или чересчур взбудоражен, не дай бог дерется или ругается.
Есть ли универсальные правила для воспитания счастливых и благодарных детей? Самый простой ответ – счастливые и благодарные дети растут у счастливых и благодарных родителей, потому что ребенок считает, что все живут так, как принято в его семье. Для ребенка семья – отражение всего мира! И каждый родитель формируется сызмальства в своей семье, перенимая приемы и методы воспитания своих родителей. Это и понятно, где же еще этому научиться без специального образования? Не идти же в педагогический ВУЗ только ради воспитания собственных детей.
Каждый ребенок индивидуален, и подход к нему тоже должен быть индивидуальным. Но есть и универсальные правила в отношениях с детьми, которыми мы рады поделиться с вами, наши дорогие родители!
Действительно, больше всего дети нуждаются в Вашем внимании! Не в покупках, подарках, а в душевных разговорах, поощрениях и одобрениях, дружеских объятиях и похлопываниях, в совместных планах и делах. Статистика говорит о том, что детям катастрофически не хватает доброжелательного контакта с родителями. Так родители ругают за плохое поведение, но почему то забывают хвалить за хорошее поведение. А для ребенка это очень важно! Помните, что в подростковом возрасте для ребенка особенно важно общение со сверстниками и участие родителей в его жизни неминуемо уменьшается, но ценность общения от этого не меняется. В этот период родителям стоит вспомнить себя в этом же возрасте.
Пифагор говорил: «Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой». Не думайте, что маленький ребенок ничего не понимает и быстро забывает. Дети могут не понимать значения слов, но интонацию разговора и выражение Вашего лица поймут. В душе останутся не слова, а чувства, так сказать послесловие. И именно чувства, которые переживает ребенок в общении со взрослым, формируют его самооценку, от которой зависит так много в жизни. Да Вы и сами про это знаете…
Конечно, детям необходимо говорить о том, что им можно и нельзя. И обязательно надо говорить почему можно или нельзя, объяснять смысл ваших решений. Правила делают жизнь ребенка предсказуемой и потому спокойной. Дети, особенно маленькие, не любят частых перемен в жизни. Установленные правила не должны меняться по настроению родителей. Иначе ребенок запутается и будет таким же непоследовательным, как родители. Избыток правил делает из ребенка робота, недостаток правил – непредсказуемого индивида. Поиск золотой середины – дело непростое и в двух словах об этом не напишешь.
Конечно не нужно рассказывать ребенку во всех подробностях все перипетии жизни, но не стоит скрывать от него свое настроение или состояние. Ребенок почувствует несогласованность слов и интонации и будет смущен и растерян от этого. Делитесь с ребенком в доступной для него форме своими переживаниями, и плохими и хорошими, – так он научится распознавать ваши чувства, а значит и свои, у него будет возможность научиться сопереживать и почувствовать сопричастность к тому, что происходит в семье. Именно так рождается ответственность. Не стоит надевать ребенку розовые очки, сквозь которые жизнь безмятежна – ведь иллюзии рассыпаются в самое неподходящее время и чаще всего с помощью доброжелателей со стороны.
Ведь не бывает идеальных родителей! Хотя к этому стоит стремиться. Помните: нет святого без прошлого, и нет грешника без будущего. Если Вы позволяете себе небольшие промахи и можете признать их и исправить без самобичевания, значит, и Ваш ребенок сможет научиться этому же от Вас. А это залог высокой самооценки, уверенности в себе и активной жизненной позиции. Конечно, в статье не опишешь всего, чем хочется поделиться, и на все вопросы родителей невозможно ответить в одной статье.