Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Если смотреть в корень, можно выделить четыре степени рабства, в широком смысле этого слова. Вот они.
Помните Нестора Махно? «Твоя свобода заканчивается там, где начинается моя свобода». Ну, например, можно носить в кармане пистолет, но нельзя стрелять из него в других людей.
Вот это и есть нулевая степень рабства. Романтика, свобода и идеал горящеглазых юношей.
Если продолжать аналогию с оружием, то на первой степени рабства носить с собой пистолет уже нельзя. Почему? Потому что это кому-то мешает? Нет. Потому что хозяин не разрешает.
Первая степень рабства — это нормальное состояние современного общества. Люди, по большому счёту, свободны, но их жизнь ограничена большим количеством разнообразных запретов.
Это уже классическое рабство. Хозяин приказал копать — копаешь. Хозяин приказал носить — носишь. В современном обществе запрещено. У нас даже статья специальная есть в Уголовном Кодексе.
Статья 127.2. Использование рабского труда
1. Использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг) наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
...
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия либо совершенные организованной группой наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
В общем, второй степени рабства у нас сейчас вроде как особо не наблюдается. Насколько мне известно, даже заключённые сейчас имеют право не работать.
Тут, полагаю, большинство сразу Оруэлла вспомнит, и прочие антиутопии, типа Северной Кореи. Когда людям промывают мозги пропагандой и заставляют петь коммунистические гимны, отбивая поклоны перед красным флагом.
Но, увы, третья степень рабства встречается и в современном обществе. Догадались уже о какой организации я говорю?
Правильно. Я говорю о школе, которая протянула свои щупальца почти к каждому ребёнку, в каком бы глухом уголке России он ни находился.
Обратите внимание: школьник не просто физически ограничен стенами класса, как обычный зек. Школьник ещё и ограничен в своих мыслях. Школьник обязан думать о том, о чём ему в настоящий момент втирает учитель. Отказ думать на тему урока приравнивается к бунту и карается доносом родителям.
Кстати, было бы логично сажать по статье 127 школьных учителей. Ведь очень многие дети, пройдя горнило школы, и в самом деле приобретают реальные проблемы со здоровьем: от сколиоза и гастрита до тяжёлых неврозов.