Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Сразу несколько читателей прислали мне ссылку на замечательную статью астронавта Пола Локхарда "Плач математика". Прочесть статью (очень рекомендую прочесть) можно здесь:
Краткий пересказ основных тезисов статьи для тех, кому лень читать.
Теперь мои комментарии к этому эссе.
Во-первых, хочу сказать спасибо fregimus за перевод.
Во-вторых, хочу сослаться на мой собственный пост "Кибершкола", где я рассказываю об альтернативе современной школе.
И, в-третьих, хочу продолжить эссе Локхарда кратким планом: как бы учил детей математике я. (Возможно, кстати, некоторые жители Петербурга догадаются сейчас, где мне повезло познакомиться на практике с этой замечательной системой).
Так вот. Каждый мой урок начинался бы одинаково. Я бы выписывал на доску задачи на сегодня. Допустим, три задачи обычных, две задачи повышенной сложности и одну — совсем сложную. Решение каждой задачи оценивалось бы в определённое количество очков.
Объяснив детям суть задач и ответив на их вопросы, я бы... отпускал детей заниматься своими делами.
В следующий час я бы разбирал с оставшимися на уроке детьми старые задачи, которые были заданы пару недель назад, и которые большинство детей уже решило или не захотело решать. Этот разбор, повторюсь, был бы необязательным. Кто хочет — слушает, кто не хочет — занимается чем хочет.
И, наконец, дальше, в течение всего дня, своими делами занимался бы уже я. Каждый ученик при этом мог бы подойти ко мне и сдать решённую им задачу, получив за это оговоренные очки. Разумеется, "сдать задачу" означало бы не просто сказать ответ, а ещё и объяснить бы мне (на словах) решение и ответить на мои каверзные вопросы.
Набранные детьми очки суммировались бы, и раз в месяц набравшие наибольшее количество баллов премировались бы разными плюшками. Например, поездками на городскую математическую олимпиаду.
Детям, которые задач решали бы мало, я бы предлагал перейти к другому преподавателю, который давал бы более лёгкие задачи. Детей же талантливых, которые щёлкали бы мои задачи как орешки, я бы, наоборот, отправлял в более продвинутые группы. Наверное, излишне говорить, что все группы были бы разновозрастными.
Как итог, по окончанию школы мы получали бы большое количество знающих и любящих математику подростков, а также большое количество подростков, которые, зная математику на весьма посредственном уровне, сохраняли бы в себе живой интерес к знаниям и спокойное отношение к разного рода формулам.