Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Твой малыш первые годы жизни жил в удовольствии, не получал отказы на свои просьбы, но тут в семье наступил сложный момент – денег в обрез, вы вынуждены экономить. Как объяснить ребенку, что такое "нет денег"?
Чтобы избежать скандалов в супермаркете, паданий на пол, нужно с самых ранних лет, с детсадовского возраста сформировать у малыша правильное отношение к деньгам. Он должен хотя бы примерно понимать, откуда они берутся в семье. Должен знать, что родители работают – и им за это выдают "бумажки". Но иногда бумажек становиться мало, а иногда их вообще не выдают…. Если ребенка от всего этого ограждать, то в его представлении будет такая картина: у тебя всегда есть эти бумажки, но иногда ты их жалеешь, не хочешь ему что-то покупать, поэтому желаемого нужно добиваться слезами, истериками.
Если всего этого ты не сделала и малыша неприятно брать с собой в магазин, то придется принимать срочные меры, чтобы сэкономить.
Если есть такая возможность, делай покупки еще до того, как забрать малыша из детского сада.
Ребенок, который плачет и падает на пол, добиваясь своего, конечно, уже когда-то, таким образом, чего-то добился. Иначе ему бы не пришло в голову так делать. Однажды ты должна выстоять. И не обращая внимания на слезы малыша, просто... уйти из магазина. И постоять на улице. Ребенок сначала может даже не заметить, что мать ушла, но, увидев это, быстро переключиться на ее поиск. А главное поймет, что не всегда он может добиться слезами желаемого.
Если вашу семью и правда прижало вплоть до того, что вы не можете купить сладкого ребенку – конечно, ему тяжело это пережить. Ведь он видит, как продаются везде вкусности и другим детям покупают. Поэтому не нужно при малыше демонстрировать свое отчаяние. Объясни ребенку, что самые сложные времена все равно когда– нибудь пройдут. Говори ребенку, что когда-то этот период закончиться, у мамы с папы дела на работе пойдут хорошо, и они пойдут и купят много всего вкусного. Ребенок – не взрослый, его нельзя призвать к экономии просто так.
Не правда, что нынешние дети с колыбели ориентированы на деньги, рождены с потребительской психологией. На самом деле для ребенка, особенно маленького, важнее всего родительское внимание. Так что в сложный для семьи период ты должна утроить его. Почаще играй с ребенком, отвлекай его от мыслей о том, что у него чего-то нет.
Дети учатся у родителей отношению к деньгам и обращению с ними по тому, как родители сами относятся к деньгам. А дети наблюдают за родителями, многое усваивают, делают выводы.
Изначально у ребенка нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимости. Но с ребенком-дошкольником на эти темы уже можно разговаривать: объяснять на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной ребенком. Надо объяснять свои действия. Например, что в данный момент деньги нужны на еду или на общую крупную покупку.
Дети могут иметь карманные деньги с того момента, когда возникает потребность самостоятельно их тратить и создаются для этого условия – как правило, в младшем школьном возрасте. Но от ребенка тоже кое-что требуется. Он должен более или менее понимать, что деньги надо зарабатывать и что это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают детям о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.
Хорошо, когда вместе с переходом на «денежные отношения» увеличиваются обязанности ребенка. Если он считает себя достаточно взрослым для траты денег по своему усмотрению – значит, дорос и до каких-то домашних дел. И, конечно, сумма, которую мы предназначаем ребенку, зависит от достатка семьи. Если возможности семьи ограниченны, родитель может спокойно и доходчиво объяснить ребенку, в чем заключаются финансовые трудности и как семья собирается с ними справляться.
Очень важно быть честными с детьми относительно семейного бюджета. Ведь когда дети со слезами на глазах упрашивают родителей купить им плеер или кофточку с капюшоном, а родители говорят им что нет денег – это не всегда правда. Но если деньги есть – дети не могут об этом не догадываться и потому ждут от родителей хотя бы честного ответа, не получив который, находят его сами. Вот ведь что интересно: когда в доме денег действительно нет, дети об этом знают и выпрашивают редко и самое необходимое.
В некоторых семьях дети получают деньги за хорошие отметки или за выполнение некоторых домашних дел. Психологи, как правило, не рекомендуют оплачивать оценки и помощь по дому: привыкший к денежному поощрению ребенок очень скоро за «просто так» может не захотеть учить историю или мыть посуду. Ведь интерес к учебе или осознание необходимости хозяйственных дел может подмениться исключительно стремлением к деньгам. Все это не значит, что вообще никак не надо отмечать успехи сына или дочери в учебе или других делах. Но предпочтительнее эмоциональное поощрение. Похвала или подарок по случаю окончания учебного года будет очень кстати – как признание заслуг и трудов ребенка, как знак внимания к его делам.