Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Страхование такси – еще один интересный момент в автостраховании. Наряду с общими положениями, касающимися всех автомобилей, для таксомоторного парка существуют и специфические требования. Они связаны с повышенной ответственностью таксиста за жизнь и здоровье пассажира, а также с рисками, связанными с перевозкой людей и грузов. В этой статье мы рассмотрим как страхуется такси по КАСКО и ОСАГО, а также подводные камни, которые могут встретиться таксисту при отношениях со страховой компанией.
Начнем с определения, что же такое ТАКСИ. На бытовом уровне это вроде бы понятно всем, но когда речь заходит о юридических формулировках и договоре автострахования, возникают многочисленные вопросы. Всякий ли легковой автотранспорт, используемый для перевозки пассажиров и грузов, считается такси? Ответ лежит в самом названии: слово «TAXI» произошло от слова «tax», то есть, «такса, тариф». Соответственно, если транспортное средство перевозит людей или грузы за деньги, оно попадает под определение «такси».
При заключении страхового договора по АВТОКАСКО для таксомоторного транспорта учитываются дополнительные риски, которым не подвержен обычный автомобиль, не занимающийся коммерческими перевозками. Как правило, на обычной машине люди куда-нибудь едут, там оставляют машину, делают свои дела, и затем возвращаются обратно. Такси же постоянно находится в движении, и из-за этого многократно возрастает риск попасть в аварию. Даже когда таксист ждет пассажиров – он это делает не на оборудованной стоянке, а в оживленных местах, что также увеличивает вероятность повреждения машины другими транспортными средствами.
Износ деталей и узлов у такси также больше, чем у обычного автомобиля. Это не могут не учитывать страховые компании, когда желающий потаксовать водитель обращается к ним за полисом КАСКО. Поэтому страховка КАСКО для такси обходится на 10% и выше от суммы страхования. Многие страховщики устанавливают для таксистов обязательную франшизу, которая нередко составляет 5% и более (для сравнения: при страховании обычного авто франшизу выбирают в 1…2%, если она относительная). К тому же, не все компании выдают полисы КАСКО таксистам. Одним словом, страхование такси по КАСКО – дело довольно дорогое, хотя и весьма нужное.
В законе об ОСАГО слово «такси» не упоминается, и на основании этого некоторые таксисты считают, что для их машин достаточно и обычного страхового полиса ОСАГО. Однако это совсем не так. Если автотранспорт используется для перевозки пассажиров и грузов, то страхуется также возможный вред здоровью пассажиров, находящихся в салоне. Поэтому базовый коэффициент страховки ОСАГО для такси выше примерно в 1.5 раза. То есть, при той же сумме страховой компенсации таксист заплатит за страховку ОСАГО приблизительно в полтора раза больше при прочих равных условиях.
А что будет, если не называть свой транспорт «такси», а просто возить пассажиров? В этом случае никакой сотрудник ГИБДД придраться не может: ведь страховой полис ОСАГО у водителя есть, а везет ли он другого человека за деньги или просто так – на дорожную ситуацию не влияет. Но вот если случится авария, и страховая компания установит, что автомобиль использовался в качестве такси (не обязательно именно в момент ДТП, а вообще) – то никакого покрытия по автогражданке не выплатит. И будет права как по форме, так и по сути страховых принципов.
Поскольку такси используется как средство получения доходов, к нему применимы основные положения и подходы, практикующиеся в бизнес-страховании. Коммерческое страхование охватывает очень широкий спектр вопросов: тут и гражданская ответственность за результаты бизнес-деятельности, и страховки для персонала, и покрытие убытков, и медицинская страховка – словом, это отдельная область финансов. Но вернемся к такси: какие опции из страхования бизнеса применимы для таксистов?
Можно страховать время простоя из-за ремонта автомобиля, и такое дополнительное соглашение иногда вписывается в полис КАСКО для такси. При этом водителю покрывается потеря в доходах, вызванная восстановлением машины. Еще одна полезная опция – страхование выручки от покушения. При наличии такой страховки таксисту не надо с монтировкой в руках оборонять свою выручку от грабителей, рискуя здоровьем, а то и жизнью: по факту грабежа или разбойного нападения его страховая компания компенсирует потерю. Но самым востребованным и, одновременно, тонким моментом является страхование грузов, о чем мы поговорим поподробнее.
Снесла курочка Ряба яичко, и повезла его деду и бабе. Мышка побежала, таксист резко затормозил, яичко упало и разбилось. Курочка Ряба в претензии: дед и баба плакать будут, придется новое яичко нести. А ведь разбитое яичко было не простое, а золотое. Кто ответит за убытки?
При перевозке мебели и ценных грузов подобные ситуации случаются весьма часто. Если владелец поврежденного имущества подает исковое заявление, его, как правило, удовлетворяют: ведь в обязанность такси входило доставить все в целости и сохранности, а такого не произошло. Чтобы не рисковать, существует специальная страховка, покрывающая ответственность таксиста за сохранность перевозимых грузов. На Западе, кстати, существует даже такой вид мошенничества: испорченный предмет антиквариата везут на такси, а потом заявляют, что он пострадал при перевозке. Если страхование ответственности за груз у водителя есть, то уже не он, а его страховая компания будет отбивать атаки ловкачей. А попробуй, пободайся с ней!
Автострахование такси в России развито, пожалуй, только для средних и крупных бизнес-структур. Например, владелец таксомоторного парка страхует свои машины по ОСАГО и КАСКО, поскольку рано или поздно, но ДТП с какой-нибудь из них произойдет, и все расходы придется нести ему, а не наемному водителю таксомотора. Как уже говорили в отдельной статье, корпоративное страхование автотранспорта позволяет выгодоприобретателю получать существенные скидки и бонусы от страховых.
На практике подавляющее большинство таксистов-частников не заявляют свой личный автотранспорт как такси, и, соответственно, не платят повышенные страховые премии в СК. Распространена форма подработки, когда вечером или ночью владелец машины таксует, а днем автомашина используется в обычном режиме. Вероятность, что об этом узнает страховая компания, достаточно маленькая, вот и рискуют предприимчивые россияне потерять право на страховую выплату, используя свой автомобиль как такси.