Вы здесь: Онлайн Уголок юриста Приказ Минкультуры России о сроках хранения документов, образующихся в деятельности организации, не имеет юридической силы
Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Материал подготовил постоянный ведущий данной рубрики А.А. Куликов, управляющий партнер ООО "Агентство Налоговых Поверенных".
|
Требования к хранению документов, возникающих в деятельности организации, установлены различными нормативными правовыми актами. В частности, подпункт 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика обеспечивать в течение четыреех лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» на организации возложена обязанность по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Дополнительные требования к порядку и срокам хранения управленческих документов установлены приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (далее – Приказ).
По заявлению налогоплательщика ВАС РФ рассмотрел вопрос о соответствии Приказа требованиям действующего законодательства РФ и отказал в удовлетворении иска, но пришел к следующим выводам.
Утвержденный Приказом Перечень документов включает типовые управленческие архивные документы, образующиеся в процессе деятельности гос. органов, органов местного самоуправления и организаций при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от формы собственности, с указанием сроков хранения (далее – Перечень). Официальный текст Приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти за № 38 от 20.09.2010 (в т. ч. в электронном виде), но не включает утвержденный им Перечень с указанием сроков хранения. Согласно статье 15 Конституции РФ нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В опубликованный части текст Приказа содержит данные об утверждении Перечня документов с указанием сроков хранения; основные нормативные положения содержатся в прилагаемом Перечне документов; без указанного Перечня документов Приказ не может применяться.
Таким образом, оспариваемый Приказ, подлежавший опубликованию в полном объеме, не прошел процедуру обязательного официального опубликования. Опубликование вводной части Приказа не может рассматриваться как его публикация, поскольку нормативные положения содержатся в прилагаемом Перечне, без которого опубликованные положения не могут быть применены. В силу прямых указаний Конституции РФ, иных актов, определяющих порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов и юридические последствия его несоблюдения, оспариваемый Приказ, не опубликованный в установленном порядке – не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не подлежит применению в полном объеме с момента его издания.
Решение ВАС РФ от 06.09.2011 № 7889/11
Подготовил А.А. Куликов,
ООО «Агентство Налоговы
Поверенных»
Примечание редакции: обращаем внимание читателей, что с 30.09.2011 Приказ Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.09.2010 N 18380) вступил в силу в соответствии с пунктом 2, т.к. после вынесения Решения ВАС РФ от 06.09.2011 № 7889/11 был опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 19.09.2011 в полном объеме.