Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
В НК РФ Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ внесены значительные изменения в порядок определения в целях налогообложения цен по сделкам, которые совершаются между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами. Расширены критерии, по которым теперь лица могут быть признаны взаимозависимыми, приводятся подробные характеристики контролируемых сделок и особенности применения рыночных цен. И.А. Баймакова, эксперт по вопросам налогообложения, подробно анализирует эти и другие нововведения в области трансфертного ценообразования.
Контроль за применяемыми налогоплательщиками ценами – одна из задач, которую законодатели обсуждали неоднократно. «Катализатором» внесения изменений явилось Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012-2014 годах», в котором был поднят вопрос и трансфертном образовании и указано на необходимость введения с 2012 года новых правил регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях. Серьезные нововведения в НК РФ внесены Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Перечислим основные моменты нового закона, на которые необходимо обратить внимание:
1. Положения статей 20 и 40 НК РФ, которые ранее определяли критерии взаимозависимости лиц для целей налогообложения и принципы определения рыночных цен, с 1 января 2012 года применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до дня вступления в силу рассматриваемого Федерального закона.
2. Перечень взаимозависимых лиц существенно расширен (п.2 статьи 105.1 НК РФ).
3. Налоговый контроль за применяемыми ценами осуществляется в отношении налога на прибыль организаций, НДФЛ, НДПИ, НДС.
4. Введены подробные характеристики сопоставимости сделок, а также сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий.
5. Расширен перечень методов, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки).
6. Определен порядок подготовки и предоставления документации в целях налогового контроля.
7. Регламентирован порядок налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами.
8. Введены «симметричные корректировки» налоговых баз (подробнее см. далее).
9. Предусмотрен порядок заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения.
10. Глава 16 НК РФ дополнена новыми видами штрафов, связанными с нарушением установленного порядка применения налогового законодательства в части контролируемых сделок.
Рассмотрим изменения более подробно.
Понятие взаимозависимых лиц, а также критерии взаимозависимости определены в главе 14.1 НК РФ. Как и ранее, пунктом 1 статьи 105.1 НК РФ предусмотрено, что взаимозависимыми для целей налогообложения признаются лица в том случае, если отношения между такими лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц. Однако данный пункт содержит значимый второй абзац следующего содержания:
«Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей».
С учетом данных изменений в первую очередь оценивается возможность организации/предпринимателя/физического лица оказать влияние на сделку с тем или иным лицом. Как и ранее в статье 20 НК РФ, установлен перечень лиц, признаваемых в соответствии с НК РФ взаимозависимыми, но данный перечень существенно расширен.
Рассмотрим установленные пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ случаи взаимозависимости лиц. Различают:
1. Взаимозависимость между физическими лицами (два случая). Взаимозависимыми признаются:
2. Взаимозависимость между организациями (пять случаев). Организации признаются взаимозависимыми в следующих случаях:
В данном случае взаимозависимыми будут являться: - организация А1 по отношению к Организации А2 (доля участия 75 %) и по отношению к Организации А3 (доля участия составляет 29,6 % (74 % x 40 % x 100 %)); - организация Б1 по отношению к Организации А2 (доля участия 26 %), Организации Б2 (доля участия 60 %) и по отношению к Организации А3 (доля участия составляет 32 % (25 % x 40 % x 100 % + (55 % x 40 % x 100 %)); - Организация В1 по отношению к Организации Б2 (доля участия 45 %). |
3. Взаимозависимость между физическим лицом и организацией в следующих четырех случаях:
Несмотря на наличие определенного перечня лиц, признаваемых взаимозависимыми, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми и в иных случаях.
Аналогично существовавшей ранее норме суд также имеет право признать лица взаимозависимыми при наличии обстоятельств, поименованных в пункте 1 статьи 105.1 НК РФ.
Статьей 105.14 НК РФ введено новое понятие «контролируемая сделка».
К таким сделкам относятся сделки между взаимозависимыми лицами при соблюдении любого из условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 105.14 НК РФ, к которым относятся:
Кроме того, к контролируемым отнесены ряд категорий сделок, совершаемых лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, в частности:
Важно отметить, что не признаются контролируемыми следующие категории сделок:
В соответствии с требованиями, предусмотренными новой главой 14.2 НК РФ, в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые совершались бы с иными лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного выше отличия не были получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица. Т. е. переводя данную сложную фразу на «русский язык» можно сказать проще: в сделках со взаимозависимыми лицами должны применяться рыночные цены.
Определение таких доходов в соответствии с пунктом 2 статьи 105.3 осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России. При этом, как и ранее, предусмотрено, что цена товара (работы, услуги), примененная сторонами сделки для целей налогообложения, признается рыночной до тех пор, пока контролирующими органами не доказано обратное. Вместе с тем налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличную от цены сделки в случае, если цена, примененная в сделке, не соответствует рыночной.
При этом пересчет налоговой базы с учетом этой рыночной цены осуществляется в отношении НДС, налога на прибыль, НДФЛ и НДПИ.
Пунктом 6 статьи 105.3 НК РФ предусмотрен следующий порядок корректировки налоговой базы по итогам работы за истекший год:
Сумма недоимки, в том числе по НДС и НДПИ, должна быть погашена также в срок, установленный для подачи декларации по налогу на прибыль для организаций (декларации по НДФЛ – для физических лиц). Для исчисления налогов (авансовых платежей) в течение года налогоплательщик вправе применить цены, фактически использованные при совершении сделки.
В случае если в дальнейшем при проведении проверки будут установлены факты занижения налоговой базы, то контролирующим органом проводятся корректировки налоговых баз.
В любом случае цены признаются рыночными без необходимости осуществления подтверждения уровню рыночных цен в следующих случаях:
С целью определения необходимости применения рыночных цен/определения доходов (прибыли, выручки) при осуществлении сделок между взаимозависимыми лицами необходимо провести сопоставление такой анализируемой сделки с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. Для таких сделок НК РФ применяется термин сопоставляемые сделки.
С целью выявления сопоставимых сделок подлежат тщательному анализу коммерческие и (или) финансовые условия, в которых совершаются сделки.
В первую очередь подлежат анализу следующие условия (п.4 ст.105.5 НК РФ):
Также следует провести тщательный учет функций, исполняемых сторонами сделки и принимаемых на себя рисков. В данном случае необходимо исходить из следующего принципа, закрепленного в подпункте 12 пункт 12 статьи 105.5 НК РФ: «осуществление дополнительных функций, использование активов, существенно влияющих на величину доходов (прибыли, выручки), принятие дополнительных коммерческих (экономических) рисков сторонами сделки в соответствии с рыночной (коммерческой) стратегией при прочих равных условиях сопровождается повышением ожидаемых доходов (прибыли, выручки) по такой сделке».
В пункте 6 статьи 105.4 НК РФ поименовано 22 основных вида функций, подлежащих сопоставлению, при проведении анализа сделок.
Приведем несколько примеров таких функций, влияющих на условия сделок:
Среди 10 видов рисков, поименованных в пункте 7 статьи 105.5 НК РФ, можно выделить следующие:
Также, при сопоставлении сделок необходимо учитывать характеристики рынка товаров (работ, услуг):
Учитывая неоднократно возникающие споры между налоговыми органами и налогоплательщиками, отдельная статья 105.6 НК РФ посвящена источниками информации, которые могут использоваться при сопоставлении сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица. Причем, в отличие от ранее применяемого пункта 11 статьи 40 НК РФ, предусмотрено два «уровня» источников цен.
Первый уровень аналогичен ранее применяемым источникам информации о ценах:
Источники информации 2-го «уровня» применяются при отсутствии источников информации 1-го «уровня». К ним могут быть отнесены:
С учетом внесенных изменений в качестве положительного момента может быть отмечена возможность использование информации, полученной при проведении оценки независимым оценщиком.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ НК РФ дополнен новой главой 14.3 «Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица».
С учетом положений данной главы предусмотрено, что ФНС России вправе использовать следующие методы или их комбинацию:
Исходя из всего сказанного, можно судить, что подход к методам оценки доходов существенно изменился. Особенности применения каждого из этих методов будут рассмотрены в отдельной статье.
Статьи 105.15 и 105.16 НК РФ предусматривают новые обязанности для налогоплательщиков, совершивших контролируемую сделку (группу таких сделок):
1) обязанность предоставлять на основании требования ФНС России документации относительно конкретной сделки (группы сделок), включая сведения о деятельности налогоплательщика и об использованных методах оценки доходов (прибыли, выручки);
2) обязанность уведомить налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика о совершенных в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за истекшим годом. В дальнейшем налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика данное уведомление в электронном виде направляет в ФНС России.
Если налоговый орган выявит факты совершения контролируемых сделок, в отношении которых сведения не были представлены, то налоговый орган самостоятельно извещает от таких фактах ФНС России, о чем в течение 10 дней уведомляет налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ предусмотренные выше обязанности налогоплательщиков применяются до 2014 года только в случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам превышает в 2012 году – 100 млн. руб., а в 2013 году – 80 млн. руб.
Отдельная глава 14.5 НК РФ посвящена новому виду контроля – проверке полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Такая проверка проводится ФНС России. Важно обратить внимание, что контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.
Приведем основные характеристики нового вида проверки:
1. Основание для проверки – решение руководителя (заместителя руководителя) ФНС России о проведении проверки.
2. Одновременно может проводится данная проверка и камеральная/выездная проверка.
3. Ограничение для вынесения решения – решение может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления от налогоплательщика или извещения от налоговых органов о фактах совершения контролируемых сделок.
4. Срок проведения проверки – 6 месяцев, возможно продление до 12 месяцев, а в случае необходимости, перевода документов на русский язык еще на 3 месяца.
5. Срок предоставления документации – 30 рабочих дней со дня направления налогоплательщику требований о предоставлении документации.
6. Справка о проведении проверки – составляется в последний день проверки, в которой указывается предмет проверки и сроки его проведения.
7. Акт проверки в случае выявления фактов отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки.
8. Разногласия по акту проверки должны быть представлены в течение 20 рабочих дней со дня его получения.
Результаты такой проверки касаются не только налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка и принято решение о доначислении налогов, так как пунктом 1 статьи 105.18 НК предусмотрена возможность корректировки налоговой базы и суммы налога (уменьшения суммы начисленных и уплаченных налогов), но и налогоплательщиков, являющихся другими сторонами контролируемой сделки. Такая корректировка признается симметричной корректировкой. Симметричная корректировка позволяет стороне сделке уменьшить свои налоговые обязательства, если другой стороне налоги были доначислены. Симметричные корректировки проводятся исключительно в случаях, когда решение ФНС о доначислении налога исполнено лицом, являющимся стороной контролируемой сделки, в отношении которого проводилась проверка. Симметричные корректировки осуществляются на основании информации, содержащейся в уведомлении о возможности симметричных корректировок, направляемом ФНС России.
Необходимо отметить, что НК РФ предусмотрены штрафы в случае несоблюдения требований законодательства в части контролируемых сделок, в том числе:
Также нововведения предусматривают введение соглашений о ценообразовании, в которых подлежат определению виды и перечни контролируемых сделок, порядок определения цен или методов их определения, перечень источников информации и ряд других элементов. Возможность заключения соглашения о ценообразовании распространяется только на крупнейших налогоплательщиков. Стоимость рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании составляет 1 500 000 руб. (подп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
В заключении следует отметить, что в целом обновленный порядок применения трансфертных цен подлежит применению при совершении значимых сделок, которые могут оказать существенно влияние на формирование доходов государства, что повлечет существенное упрощение налогового контроля в части организаций малого и среднего бизнеса.