Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Несколько парадоксальные советы, но практически все на практике проверены. Работающим на дядю вряд ли подойдут, а вот для работающих на себя, уверен, что окажутся полезными:
Товар – это вещь и если бы дело было только в нём – то почему бы и не сделать доброе дело? В конце концов, настоящую стоимость вещи и из чего в деталях она складывается – продавец знает очень редко. Вопрос тут в другом: обесценивая вещь, вы тем самым обесцениваете потраченное на покупателя время, обесцениваете внимание, которое вы ему уделяете; обесцениваете свою же собственную работу.
Человек не может хорошо знать всё, но знать хорошо что-то немногое – вполне в его силах. Лучше предложить хорошо что-нибудь одно, чем поверхностно предлагать многое. Рассказывая подробно о немногом – вы удачней создадите видимость своей осведомленности, нежели пытаясь поверхностностно, общими словами, говорить обо всём.
Современный покупатель продвинут и прекрасно знает, что номинально задача продавца – привлечь к своему товару покупателя и не отпускать его до тех пор, пока покупка не совершится. Поэтому много людей ведут себя так, будто вы обязаны привлечь их внимание и обязаны обслужить до конца. В этом – сильная сторона покупателя: он прекрасно знает свои права. Но в этом и слабая сторона: он не готов к иному поведению. Ведя себя парадоксально, противоположным образом, вы уже одним этим обращаете на себя внимание и человек сам не уйдет до тех пор, пока либо не разрешит для себя этот парадокс, либо чем-нибудь не отоварится ))) Бывает, что люди разыгрывают видимость ухода в надежде на то, что вы броситесь их догонять и удерживать. Не пытайтесь этого делать. Если человек действительно решил уйти – это его решение. Если нет – вы не дадите ему повод стать сильней вас: да и такие, как правило, очень скоро возвращаются.
На стороне клиента – Закон о защите прав потребителя. Но пока он находится у вашего прилавка – в вашей возможности одно из двух: либо вы зависите от тех денег, которые, возможно, клиент захочет выложить вам; либо клиент зависит от своего желания приобрести ваш товар и, соответственно, от вас как от человека, который может этот товар ему предоставить. Выбор за вами и никакой закон о защите чьих-либо прав его не регламентирует.
Если что-то не знаете о товаре, про который вас спрашивают – скажите честно, что не знаете. Конечно, человек уйдет и купит тот же товар у какого-нибудь словоохотливого конкурента, а потом... всё равно придёт к вам.
Человек, продающий свой товар кому угодно, подобен человеку, стремящемуся дружить со всеми без разбора. Одним это подходит, другим – нет. Одни потом страдают от проблем, которые доставляют ему лучшие друзья; другой страдает от недостатка дружбы, но по крайней мере не от проблем. В вашем случае: если к вам обращаются как к человеку – не жаль ни времени, ни внимания; если обращаются как к продавцу – ваше дело только обслужить, а на это двух-трех минут достаточно, и не больше. Если как ни к тому, ни к другому – не бойтесь корректно отказывать.
Покупатель настроен на то, что вы обязаны предоставить, а он уже подумает: взять или не взять. Постарайтесь без давления создать обратное впечатление.
Если вы просто передаёте человеку вещь – достаточно просто получить у него деньги. Если вы отдаёте вещь, потратив время и уделив внимание – то получить должны не только деньги, но в придачу также чувство благодарности и благорасположение к вам. За меньшее беспокоиться не стоит.