Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Некоторое время назад в Интернете очень активно обсуждалась одна удивительная финансовая история. 17-летний сына сидел на шее у мамы, которая не была бизнес-вумен и пахала на работе, чтобы сводить концы с концами. А запросы к жизни молодой человек имел как будто он сын олигарха: клубы, девочки, дорогие шмотки, новые мобильники и так далее.
В один прекрасный день, когда сына потребовал выдать ему 32 тысячи рублей на покупку новой музыкальной техники, мама заявила, что печатная машинка, на которой она печатает для него деньги сломалась и больше быть спонсором тунеядца она не в силах. Ситуация показалась нашему герою безвыходной, ему и в голову не приходило, что можно пойти работать. И тут на его пути оказался банк, который предложил 32 тысячи рублей. В банке спросили: а мама знает, что ты берешь кредит? Мальчик честно соврал и без единой справки получил добро на кредит, который тут же потратил на вожделенную вещь. О том, что деньги нужно отдавать, детина и не думал. Мать, увидев новую технику прижала сына к стенке и он рассказал о щедром, не в пример маме, банке. Женщина прочитала договор, условия оказались драконовскими, ставки выше некуда, плюс уже накопилась просрочка. Мама поняла, что попала.
В общем-то, такая история – как потом писали в комментариях к ней – не редкость. Родителей в таких случаях, конечно же жалко, этой женщине придется сделать невозможное, чтобы расплатиться с банком, но на самом деле, в этой ситуации виноваты и взрослые, считают эксперты. Обучать финансовой грамотности так же важно, как учить ползьоваться вилкой и ножом. И воспитывать детей правильно обращаться с деньгами нужно с младых ногтей.
Нас в детстве, конечно, никто не учил обращаться с деньгами. Во-первых, потому, что акцентировать внимание на материальном благополучии было неприлично. А во-вторых, денег-то особо и не было, хранить заработанное можно было либо в сберегательной кассе, либо под матрацем. О деньгах мы знали главное: их надо тратить и они заканчиваются до получки. С этими бесхитростными представлениями мы и вошли в капиталистический мир. И ухнули на нас бесконечные предложения как наши деньги сохранить, преумножить, но самое главное, появилось миллион возможностей как деньги потратить, причем, если нет своих, израсходовать предлагают чужие. И все мы знаем, к чему привела нас наша финансовая безграмотность: при попытке инвестировать тысячи граждан погорели в МММах т прочих хопрах, а непреодолимое желание потратить деньги вогнало половину страны в сумасшедшие долги перед банками.
В правительстве уже много лет обсуждают, что нужно повышать финансовую грамотность населения. И вот, кажется, со следующего года все-таки стартует государственная программа по ликвидации финансовой безграмотности россиян. В условиях рыночной экономики не знать, как инвестировать свои накопления, так же дико как ставить крестик вместо росписи.
– Я бы сравнил этот ликбез с ликбезом 20-30-х годов прошлого столетия, когда поголовно учили читать и писать, – комментирует Николай Берзон, заведующий кафедрой фондового рынка и рынка инвестиций факультета экономики Высшей школы экономики. – Все, от школьника до пенсионера, должны иметь базовые финансовые знания.
Николай Иосифович убежден, что детей надо учить финансовой грамоте еще со школы, он сам написал учебник «Финансовая экономика», по который сейчас занимаются в некоторых школах.
– В одном из дореволюционных учебников я обнаружил пример задачки для школьника: «Господин такой-то пришел в банк открыть депозит, сколько он получит денег через три года, если проценты в банке предлагаются такие-то». А в советские годы мы с вами задачки про яблоки решать. Я считаю, что в средних классах нужно вводить в финансовые расчеты, попутно объясняя, как действуют финансовые инструменты. А с детьми помладше можно обсуждать денежные отношения на примере сказки о Буратино.
Специалисты по финансовому ликбезу выдают свои рецепты воспитания денежной культуры у детей. Но, по сути, все они чаще всего повторяют друг друга. В Институте финансового планирования выделяют 10 навыков, которые нужно формировать в своем чаде, чтобы из него получился состоятельный грамотный человек.
– Подпишите 3 конверта, например, на одном «велосипед», на втором «игрушка», на треть «сладости», – советует Дмитрий Демидов, заместитель директора Института Финансового Планирования. – Объясните ребенку, что можно положить его карманные деньги в конверт «сладости» и пойти в магазин потратить все прямо сейчас. Можно выбрать игрушку, и копить на нее пару месяцев. А можно предпочесть «велосипед» – копить придется дольше, отказаться от сладостей и от игрушки, но зато это велосипед, о котором он так мечтает. Таким образом, вы будете учить ребенка не поддаваться импульсивным тратам, удовлетворению сиюминутных желаний, а копить на далекую, но крупную цель. Причем проблема импульсивных трат в России почти у каждого взрослого, поэтому придется учиться себя сдерживать вместе с ребенком.
– Если вы выдаете детям карманные деньги, просите чтобы они отчитывались о том, как они потратили эти средства, – говорит Берзон. – И вместе вы можете проанализировать расходы. Попробовать объяснить, почему эти траты неразумны их можно было не совершать, а эти – вполне оправданы.
Очень действенный способ – доверить ребенку вести семейный бюджет. Сядьте вместе, объясните, сколько семья зарабатывает, на что придется обязательно потратить, например заплатить за коммуналку. Ребенок должен понимать, на что тратятся деньги.
– Дети так увлекаются планированием бюджета, что со временем делают это лучше взрослых, – рассказывает Дмитрий Демидов. – К тому же это дисциплинирует самих родителей, которые в любом случае будут вынуждены вести бюджет, дети не дадут забыть.
Ребенок должен четко понимать, что деньги зарабатываются трудом. Родителям стоит рассказывать, о своей работе, о том, как порой приходится потрудиться, чтобы закончить проект, или заключить сделку или построить дом. При этом стоит подчеркивать, что любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без работы.
Многие психологи и финансовые консультанты спорят, нужно ли платить ребенку за выполнение домашней работы. И все больше специалистов приходят к выводу, что это не лучшая идея.
– Домашняя работа – это святая обязанность ребенка, – говорит Берзон. – Не надо развращать. Потом ребенок без доплаты не будет делать абсолютно ничего.
Дмитрий Демидов предлагает составить список дел по дому, который ребенок обязан выполнять в любом случае и список дел, за которые сможет получать вознаграждение.
Эти два пункта можно объединить. Обсуждать «умные» и «не умные» расходы лучше всего на примере трат ребенка или своих расходов. Объяснить, что можно было вместо зимней обуви купить очень много конфет, но зимой пришлось бы замерзнуть.
– Предложите ребенку организовать праздник для его друзей, – советует Демидов. – Обозначьте сумму денег, которую он может потратить. Конечно, надо будет ему помогать, следить, но пусть решения принимает он сам. Пусть поймет, что жить нужно по тем средствам, которые есть в наличии, и выйти за бюджет нельзя.
У нас по-прежнему не принято обсуждать с детьми финансовые вопросы семьи, сетует Дмитрий Демидов.
– А потом мы удивляемся, почему некоторые подростки в 18-20 лет неожиданно для себя открывают, что деньги не растут в папином кошельке, а их нужно зарабатывать, что существует масса счетов, по которым приходится платить, финансовых обязательств, – говорит Демидов. – Как показывает наш опыт многие родители, почему-то могут обсуждать с детьми свои супружеские измены, а семейные накопления – табуированная тема. А дети должны знать о финансах семьи, должны уметь об этом говорить. Это очень важно.
Научив ребенка копить деньги, самое время объяснить, что их можно приумножать. Сейчас существует масса настольных и компьютерных игр, отлично объясняющих суть финансовых инструментов – «Менеджер», «Монополия». При этом важно начать рассказывать ребенку, что все эти «акции-облигации-вклады» существует во взрослом мире. Дети удивительно быстро начинают понимать суть фондового рынка, может как раз потому, что весь механизм биржи похож на игру.
Важно объяснить ребенку, что деньги должны работать. Предположим у ребенка в копилке есть определенная сумма, предложите ему отдать деньги папе на два месяца. Объясните, что через этот срок папа вернет все с процентами.
Вообще этот пункт взят из западной практике. Там принято привлекать детей к деловой практике,чтобы он со школьного возраста пытался стать «бизнесменом». Расскажите чаду об основателе компания ИКЕА, который первые свои деньги заработал еще в младших классах – он просто точил карандаши и продавал их.
– Нужно найти позитивные модели для подражания, – говорит Дмитрий Демидов. – У нас в обществе принято связывать богатство с нечистоплотностью, и даже криминалом. Объясните ребенку на примерах, пусть западных, что это не так. Что с помощью денег можно делать мир лучше. Деньги делают человека свободнее, открывают границы, расширяют горизонты. Создавайте у ребенка положительный образ состоятельного человека.
Этот пункт, в принципе, вытекает из предыдущего. У нас в стране немного неверное представление о богатстве и нужно его исправлять в умах детей. Благотворительность является неотъемлемой частью богатства в развитом обществе. Покажите ребенку на примере, что быть богатым это хорошо еще и потому, что можно помогать тем, кто нуждается в помощи.
Объясните ребенку, что такое долг, и чем он красен, что можно занять деньги у друзей, а можно у банка. С самого детства вложите в голову ребенка, что брать кредит можно только в самом крайнем случае. – Очень важно рассказать о нравственной стороне вопроса долга, – говорит Демидов. – Что если ты взял, ты обязан вернуть. Если ты не уверен, что у тебя это получится, лучше не занимать, лучше отказаться от покупки, которую ты планировал совершить.
Алексей Калякин, детский психолог практик:
Богатые тоже плачут, но плакать с деньгами лучше
– Существует стереотип, что деньги развращают и говорить о них с ребенком не надо. Клиенты часто говорят мне: я не хочу, чтобы мой ребенок превратился в американского подростка, у которого в голове одни деньги, и никакой духовности, пусть он читает Достоевского, чем считает деньги. Кстати, образ американского подростка еще один стереотип. Поймите, воспитание ребенка зависит от вас, а если вы уверены, что деньги и духовность взаимоисключающие вещи, то нам с вами есть, о чем побеседовать.
Книги, кино, театры, концерты, путешествия, благотворительность – все это составляющие жизни духовного человека. Но на все это нужны деньги. Так объясните ребенку, что деньги – это средства для удовлетворения этих прекрасных желаний. И если он хочет быть свободным, счастливым и образованным – ему придется потрудиться и заработать деньги. Именно заработать, а не ждать, что деньги упадут на голову.
Объясните малышу, что кто-то тратит последние деньги на крутую машину, а кто-то предпочитает ездить на своей старой машине, но еще и путешествовать. Расскажите, что богатый человек не будет кичиться своими деньгами, не будет гнаться за новейшими брендами, за модными вещами только потому, что они модные.
Не воспитывайте иждивенца – это вам дорого встанет. Мысль о том, мама с папой будут «спонсировать» только школьный период жизни и часть студенческой должна доноситься до ребенка.
© Нигина Бероева, «Комсомольская правда – Экономика»