Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
В психологии давно установлено, что перед тем, как осуществить какое-либо действие, человек обязательно сначала мысленно «проигрывает» его, хотя сам может этого и не замечать. Наверняка, с Вами не раз происходили ситуации, когда Вы брали какой-либо предмет, а он оказывался намного легче, чем Вы ожидали. Замечали, как взмывала вверх Ваша рука?
Почему так происходило? Потому что в мысленной «репетиции» предстоящего действия участвует весь организм. Достаточно представить себе как Вы сейчас встанете, или обернетесь, – и в состояние боеготовности приводятся все соответствующие мышцы, они уже мобилизованы и способны произвести то, что Вы себе представили. Вот и в описанной выше ситуации, Ваш мозг оценил предмет как тяжелый, организм, мышцы заранее настроились на подъем «тяжести», и в случае ошибки, когда предмет оказался значительно легче, рука по инерции взмывает вверх. Насколько такая репетиция видна со стороны, зависит от степени сложности задачи и от умения человека владеть собой.
В ситуации же, когда нам запрещают что-либо делать, нам необходимо все равно мысленно «прокрутить» в уме запретное действие, чтобы понять, что вот ЭТО делать нельзя. В психологии есть такой эксперимент-шутка, который как раз демонстрирует тот факт, что когда человеку что-то запрещают, то он сначала должен мысленно отчетливо представить, что же ему нельзя делать.
Если я Вас сейчас попрошу не думать о белой обезьяне с зеленым хвостом, то со 100% уверенностью могу гарантировать, что ближайшую минуту Вы только ее и будете представлять.
Или другой пример. Что будет, если человеку сказать: «Смотри в эту точку, а вон в ту смотреть нельзя» и особым прибором фиксировать движение глаз? Испытуемый, сам того не осознавая, будет постоянно поглядывать в запрещенную точку.
Но мы, взрослые, если хотим, конечно, можем противостоять этому искушению. А вот дети не могут. Скажите ребенку до трех-четырех лет: не бросай мячик – и он его тут же бросит. Вы его накажете, и совершенно напрасно. Он ведь не из вредности его бросил – просто мысленно представил себе это действие, а так как мысленный и действительный план для ребенка еще слишком слиты, то не повторить его в реальности он, пока, не может. Справедливости ради стоит заметить, что и для некоторых слабовольных взрослых запрет – прямое побуждение к действию. Не зря ведь говорят, что запретный плод сладок.
Вы можете сами побыть в роли исследователя и провести следующий эксперимент. К Вашему ребенку в гости пришили друзья (например, на день рождения). Дети бегают по комнате, играют. Вы можете взять и стульями, или ленточкой, обгородить в центре комнаты замкнутое пространство – и сказать: играйте в любом месте комнаты, а на отгороженное пространство не заходите – нельзя! Догадываетесь, что тогда произойдет? Если дети совсем маленькие, то они тут же, как по команде, ринуться в запрещенный круг. Те, кто постарше, а значит и похитрее, будут искать любой повод, чтобы нарушить установленные границы.
Ребенку, чтобы освоить запрет, нужно совершить запретное действие в реальности. И только после многократных проб, он сможет представить себе это действие в уме – и не сделать его.
Поэтому родителям, если они хотят, чтобы ребенок чего-то не делал, лучше либо сразу предложить альтернативное запрещаемому действие и сформулировать запрет в утвердительной форме. Например, вместо того, чтобы говорить: «Не дергай кошку за хвост!», лучше сформулировать свой запрет так: «Кошка – живое существо, так же как и ты, и ее надо любить! Ты можешь ее погладить, если хочешь».
Либо, есть смысл сначала дать возможность ребенку в игре, в искусственной ситуации освоить какое-либо действие – что-то бросить, разбить, сломать, разрисовать, – а потом уже запрещать.