Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Полигон DISc0nNecT'a

Авторизация

Книга про инвестиции

Карта посещений

Другие ссылки

Поиск по сайту

Ребенок и компьютер

Сначала малыш наблюдает за мамиными действиями из детского стульчика. Потом, научившись ползать, с удовольствием нажимает на кнопочки стоящего на полу системного блока. Особенный интерес при этом вызывает выезжающий CD-Rom и кнопка Reset, которая перезагружает компьютер. Наконец малыш встал на ножки, научился ходить, а потом и взбираться на стул, и уже под угрозой клавиатура и мышь.

Поздравляем, ваш малыш вырос и стремительно влился в ряды компьютероманов! И дальше дело только за вами: как вы организуете познавательный процесс малыша с помощью компьютера, так и будет ребенок к нему относиться.

Первое знакомство

С полутора лет можно осторожно и постепенно вводить ребенка в курс дела. Сначала малышу не под силу даже простые игры, зато подойдут элементарные "стучалки": программы, основанные на принципе блокировки клавиатуры. Во время загрузки игры меркнет экран монитора, и на какую бы клавишу ребенок ни нажал, на нем появляются рыбки, цветочки, бабочки, в зависимости от того, что заложено в программу. Вам кажется, это бессмысленно? Отнюдь, таким образом малыш развивает пальчики, начинает понимать причинно-следственные связи. Причем не в бытовом смысле: бросил игрушку – она сломалась, а в более отстраненном: нажал кнопку на клавиатуре – появилась рыбка на экране. В этом возрасте можно смотреть вместе с ребенком картинки с помощью компьютера: семейные фотографии или демонстрационный материал, так называемые презентации какой-то области знаний (жизнь человека, природа, география, и прочее). Презентации расширяют кругозор, знакомят с другими сторонами жизни, демонстрируют разнообразие мира. А смотреть иллюстрации на экране монитора не вреднее, нежели мультфильм по телевизору. В разумных временных пределах, конечно же, но об этом чуть позже. Бесплатные "стучалки" и презентации для малышей легко отыскать в Интернете.

С трех лет малышей ожидают настоящие компьютерные игры. Производители компьютерных программ предлагают детям развивающие игры, в которых ребенка за собой ведут герои любимых сказок, где оживают привычные предметы окружающего мира, предметы обихода, и даже буквы и цифры. Игры составляются так, чтобы малыш мог не только увидеть конкретную ситуацию, но и получить представление о похожих ситуациях и предметах, способствуя, таким образом, развитию способности обобщения и классификации у детей в более раннем возрасте, нежели это происходит при стандартном обучении. Знакомясь с компьютером и компьютерными играми, ребенок довольно быстро начинает понимать, что предметы на экране – не реальные вещи, а только символы, их обозначение. Из игры в игру эти символы усложняются, все меньше становятся похожи на предметы из окружающей жизни, переходя в схемы, формулы, слова. Ребенок учится понимать, что есть настоящие предметы, а есть условные, которые только обозначают реальные вещи.

Так формируется представление о нескольких уровнях реальности окружающего нас мира, где мысли человека – самый сложный уровень действительности. Вспомним, как трудно бывает обучить малыша чтению и счету "про себя", как нелегко малышу осуществить простое математическое сложение, не загибая пальчики, не пересчитывая на палочках, не применяя счеты. Читать и считать, не опираясь на внешние предметы – это новый этап мышления маленького человека. Компьютерные игры облегчают переход действия из внешнего плана во внутренний: это становится доступным малышам еще до начальной школы. Нельзя не упомянуть и о том, что занятия на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка, оптимизации и ускорения мышления. Ведь в компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно и надолго.

В процессе игры развивается моторная координация ребенка и мелкая мускулатура руки: ведь в любых играх детям необходимо нажимать на клавиши клавиатуры, манипулировать мышью. А значит совершенствуется совместная деятельность нескольких анализаторов: я подумал – соотнес с видимым на экране – нажал на кнопку или пошевелил мышкой – получил результат, видимый на мониторе.

С помощью компьютерных игр легко устраняется такая проблема, как не понимание ребенка, где правая сторона, а где левая. Компьютер является самым лучшим стимулом для этого: не разбираясь в направлении, ребенок не сможет выбрать маршрут для любимого героя игры или будет неправильно следовать инструкции. Причем происходит это без скучных дополнительных упражнения, а легко и ненавязчиво. Компьютерные игры развивают произвольную память и внимание, формируют познавательную мотивацию, а значит помогают психологически подготовить ребенка к школе.

Мамины страхи

Какие только опасения ни посещают родителей при слове компьютер, особенно тех родителей, которые знакомы с умной машиной весьма поверхностно. Попробуем разобраться с опасностями, реальными и мнимыми.

Опасность реальная: нагрузка на зрение.

компьютерный столЭто, пожалуй, самый главный страх всех родителей – "зрение испортит". И, в общем-то, есть чего бояться: при интенсивной работе за компьютером даже у взрослого человека может появиться головная боль и головокружение, а длительное зрительное переутомление приведет к снижению остроты зрения. Однако основной причиной развития близорукости у ребенка является все-таки наследственность, телевизор, чтение в темноте. Влияние компьютера на зрение можно снизить, купив хороший современный монитор с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, которая существенно снижает эффект мерцания. Оптимальный размер экрана для малыша – 15 дюймов, для школьника можно покупать 17-дюймовый монитор. Правильное расстояние до монитора – около 45-60 см, желательно ниже уровня глаз, правильное освещение – естественный свет, падающий слева, а в темное время суток – лампа должна освещать только документ, с которым работает ребенок, но не сам экран монитора, чтобы избежать бликов, осложняющих работу. Игры со звуком считаются более предпочтительными, так как снижают степень нагрузки на зрительный анализатор. Самое главное – внимательно следите за тем, в какие игры играет ваш ребенок, и ограничивайте количество времени, проведенное за игрой, где нужна максимальная концентрация внимания и быстрота реакции. Впрочем ограничивать время необходимо в любом случае, даже если ребенок занят развивающей игрой.

Опасность мнимая: радиация

К счастью, это только страшилка наших бабушек и мам. Современные мониторы радиационного излучения не производят, как и системный блок компьютера. От ЭЛТ-монитора есть небольшое рентгеновское излучение, но оно в несколько раз ниже естественного радиационного фона, а потому не представляет какой-либо опасности для здоровья человека.

Опасность реальная: высокочастотные электромагнитные поля.

Основной источник этой опасности – отклоняющая электромагнитная система кинескопа (ЭЛТ-монитор). Будьте внимательны: в таких мониторах излучение наиболее сильно сзади и вверху монитора, а впереди незначительно. Поэтому нельзя наклоняться над монитором, ставить его лучше задней стенкой к стене.
В ЖК-мониторах такой опасности нет.

Опасность реальная: электростатическое поле высокой напряженности.

Это довольно вредное излучение, которое действует как раз на расстоянии полуметра от экрана, где находится ваш ребенок, разгоняя осевшие на экран пылинки до высоких скоростей и отрицательно влияя таким образом на кожу и глаза того, кто сидит перед компьютером. Кондиционеры, пылеуловители, ионизаторы, влажная уборка и проветривание помещения снижают вредное воздействие электростатического поля. Также эффективно умывание холодной водой сразу после занятия на компьютере.
Данная опасность актуальна лишь для ЭЛТ-мониторов.

Особое внимание хотелось бы уделить вопросу о выборе между жидкокристаллическим монитором и обычным ЭЛТ-монитором. Для многих родителей выбор безоговорочен в пользу ЖК-мониторов, ведь главное достоинство жидкокристаллических мониторов состоит в том, что они абсолютно безвредны для здоровья: ЖК-монитор ничего вредного не излучает, занимает мало места, в нем отсутствуют геометрические искажения в изображении, потребляет мало энергии, не реагирует на различные устройства, излучающие электромагнитные волны (тот же мобильный телефон).

Однако у жидкокристаллических мониторов есть и существенные недостатки. Среди них недостаточный угол обзора для качественного изображения: отклоняясь от него, человек видит менее четкое изображение. Кроме того, недостатками являются некорректное отображение динамичных сцен в фильмах и анимации, а также существенные отклонения в цветопередаче у некоторых моделей. А для ребенка это является очень важным. С другой стороны, производители ЖК-мониторов совершенствуют свой продукт и успешно борются с этими недостатками. Поэтому, сделав выбор в пользу ЖК-монитора, покупайте только последние модели, недостатки которых практически сведены на нет.

Опасность реальная: неудобная поза.

К сожалению, это одна из самых главных проблем, с которыми сталкиваются родители: ребенок смотрит на экран и одновременно должен держать руки на клавиатуре или работать мышью, застыв в такой позе на довольно большое количество времени. В результате долгого сидения в неподвижном положении появляются боли в мышцах шеи, спины, головные боли, болят суставы кистей рук, что может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы. Длительная стесненная поза затрудняет дыхание и может привести к приступам кашля. Для того чтобы уменьшить вредное влияние неудобной позы, необходимо правильно подобрать рабочую мебель. Именно специализированная детская мебель поможет уменьшить нагрузку и сохранить правильно положение при работе за компьютером. Стул на роликах, с регулируемой высотой стула и спинкой, без подлокотников, вращающийся вокруг своей оси. Стол – со специальной выдвижной доской для клавиатуры.

Опасность реальная: психическая нагрузка.

Работа за компьютером требует большой сосредоточенности и концентрации внимания. Конечно, степень напряжения зависит от того, чем именно занимается ребенок. Так, например, игры разряда "DOOM" требуют гораздо большей самоотдачи, нежели спокойные логические задачи. Поэтому родителям довольно просто нивелировать негативное влияние на психику. Необходимо помнить хотя бы два основных способа.

  1. Ребенок должен каждые десять-пятнадцать минут делать перерыв в работе, независимо от того, чем именно он занимается.
  2. Контроль со стороны родителей за содержательной стороной игр и направленностью сайтов, которые ребенок посещает в Интернете.

К сожалению, несмотря на то, что родители правильно оборудуют рабочее место своего ребенка, полностью исключить вредное воздействие компьютера не удастся, особенно если чадо целыми днями играет в полюбившуюся игрушку. Поэтому если в жизнь вашего ребенка прочно вошел компьютер, не стоит забывать о необходимой физической активности и о том, что даже самые лучшие компьютерные игры делают жизнь однобокой, а развитие неполноценным, если играть в них постоянно.

Взаимодействие с родителями.

К сожалению, ограничить вашего ребенка только развивающими игрушками, скорее всего, не удастся. Не печальтесь, существуют игрушки с космическими кораблями, "бродилки", в которых вы не увидите убийств и крови. А вот от злых, жестоких игр необходимо уберечь ребенка совсем, желательно чтобы он не видел таких игр или максимально отдалить знакомство с ними. Так, если папа жизни своей не представляет без пальбы по отвратительным монстрам с кровавыми подробностями, ребенок не должен находиться рядом, а звук игры следует без сожаления выключать.

Под контролем

Итак, трудности вас не пугают, а жизнь без компьютера вы представить не можете. Значит, и малыша будете приучать к умной машине сызмальства. Впрочем, приучать-то и не нужно. Малыш сам с интересом будет стучать по клавишам и манипулировать мышкой. А вот на что обратить внимание действительно нужно, так это на то, что нельзя просто запустить на компьютере игрушку и оставить ребенка с ней наедине. Даже если эта развивающая игра строго ориентирована на возраст вашего малыша.

Дело в том, что компьютер для ребенка не должен являться средством получения новой информации, скорее это средство для закрепления и запоминания ее. Сначала мама и папа рассказывают малышу о чем-то интересном, читают об этом книжку, а уж потом ставят интересную игру. А если все-таки игра оказалась впереди всей этой цепочки, значит, и играть малыш должен с родителями. Именно они все объяснят, пройдут с малышом несколько уровней вместе, прежде чем оставить его наедине с заданиями игры. И только в этом случае мама может быть уверена, что игра пойдет ребенку на пользу, малыш расширит и углубит свои знания, что он действительно размышляет, глядя на экран монитора, а не механически подбирает ответ. Такой подход обеспечит родителям значимость и авторитет в глазах ребенка – ведь самое важное и интересное он узнает именно от них.

Взрослому, предлагая новую  игру, желательно находиться вместе с дошкольником у экрана, чтобы наблюдать непосредственные реакции ребенка. Так вы можете наблюдать, насколько ребенку интересна и полезна игра, сколько времени ему хватает, чтобы не  утомиться. Время занятий должно быть не больше, чем занятия рисованием, конструированием или пением. Не больше 15-20 мин для малышей 4-5 лет; не больше 30-40 мин для детей 6-10 лет. То есть не больше продолжительности школьного урока.
Для подростков можно увеличить время до часа для игр и отдельно для поиска информации к школе (суммарно должно получаться 1-2 часа). Время за компьютером и телевизором следует суммировать для учета нагрузки на глаза и всегда разделять подвижными играми или другими занятиями.

Проанализируйте, какое место в иерархии ценностей  занимает компьютер в вашей семье. Если вы понимаете, что компьютер стал любимым занятием ребенка и вытесняет подвижные игры, книжки и прогулки, то необходимо  пересмотреть режим дня и скорректировать занятия ребенка более гармоничным образом самостоятельно или обратиться за консультацией к специалисту, чтобы предотвратить развитие компьютерной зависимости и вернуть ребенка из виртуальной реальности в реальность объективную.


При подготовке статьи были использованы материалы отсюда, отсюда и отсюда.

Яндекс.Метрика