Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
В сообществе psy_baby вчера (29.10.2009) возмущались школами. Вкратце, там мамам не отдают детей из школы до определённого времени, заставляют несчастных школьников исходить скукой на продлёнке:
«…специально выяснила у подруги — она говорит, что детей просто усаживают за парты и все, они сидят до пяти, как заключенные».
Я читал и улыбался. Так как за полчаса до этой записи прочёл поста френда rogovsky, где он пересказывает описание мексиканских тюрем:
«…Из моей беседы с одним из руководителей пенитенциарной системы штата Чапас — назовем его Ответственным лицом (ОЛ): "Понимаете, мы в своей работе считаем, что суд приговорил этих людей к лишению свободы. Это мы обязаны исполнить. Но мы не должны забывать, что суд не приговаривал этих людей к унижению, пусть даже в виде нагрудных бирок или обязательных униформ. Наша задача — вернуть их на волю полноценными гражданами. Это главное".
…10 часов дня. Российский исправляющийся-по-трудовому зэк в это время обязан ишачить на обязательных работах: от лесоповала до шитья рукавиц-верхонок. Здесь же, в «тройке», весь народ, как и я, находится в свободном полете: кто загорает, кто общается с товарищами по несчастью, кто просто сидит в раздумьях. Никакого трудового энтузиазма. Никакого исправления трудом, на котором, как на фундаменте, покоится российская уфсиновская система — достойная дочка советского ГУЛАГа…
ОЛ: "Да, вы правы: принудительного труда в наших CERESO нет. Мое глубокое убеждение: принудительный труд никого не способен исправить. Никогда. Каждый гражданин страны, включая заключенных, должен иметь право на добровольный труд. И только так"…
…Из беседы с моим новым приятелем Мигелем (срок — 6 лет): "Я сам из Тапачулы — попал по-глупому. Но жена и ребенок рядом — до Тапачулы маршрутка бегает, двадцать минут хода. Камеры — на четыре человека, не больше. Свидания с семьей разрешены ежедневно, с девяти утра до шести вечера, кроме понедельника, здесь, на территории. Вот сейчас должна жена с дочкой подъехать. Звонки телефонные — неограниченно: вон три телефона-автомата висят. Передачи тоже: если есть кому носить, то хоть каждый день получать можно. Сейчас вот учусь в школе, во втором семестре. Выйду уже с дипломом…"»
Забавно, правда? Русский школьник менее свободен, чем мексиканский заключённый. И, что характерно, большинство родителей полагает, что именно так и должно быть: что детей надо строго и тщательно «контролировать».
Ладно. Не буду вести проповедей в пользу свободы и очередной раз объяснять, почему современная школа является тюрьмой для детей и почему пребывание в этой тюрьме опасно для душевного здоровья. По тэгу «Дети» у меня сказано по этому поводу вполне достаточно.
Отвечу сегодня на другой регулярно задаваемый мне вопрос. А именно: что же делать с современной школой современному родителю? Обязательно переводить на экстернат? Но ведь тогда надо одному из родителей уходить с работы, как-то заниматься с ребёнком… Во время кризиса далеко не все могут так поступить без вреда для семейного бюджета. Да и не факт, что два родителя будут единодушны в своём отношении к карательной педагогике.
Опять-таки, даже если возможность сидеть дома и есть, не особо идеологически правильно жертвовать ради детей своей собственной карьерой. Далеко не факт, что дети, когда вырастут, скажут за это спасибо.
Короче, после прочтения разных постов в ЖЖ (и книг классиков, таких как Иллич или Леви) у многих родителей возникает весьма неприятное чувство. С одной стороны, они начинают осознавать, что польза от пребывания в школе, мягко говоря, преувеличена. С другой стороны, вроде как, кроме как сдать в школу больше девать ребёнка некуда.
Лично я, как бы кощунственно это ни звучало, думаю, что можно особо не париться. Так как, если немного копнуть, выясняется, что никакой реальной силы у «педагогических работников» нет. Следовательно, и нанести существенный вред ребёнку они, как правило, не могут. Настоящие проблемы возникают обычно только у тех детей, у которых педагоги объединяются с родителями. Или (реже) у тех детей, на школьные проблемы которых родители с прибором кладут.
Проще говоря, авторитет учителя практически полностью строится на угрозе «обратиться к родителям». Через дневник, например. В особо сложных случаях — по телефону или лично. Самостоятельно учитель сделать может очень мало что: ни выпороть ребёнка, ни даже назвать его матерным словом без одобрения родителей он не может. Поэтому если родители в конфликтных ситуациях будут выступать на стороне ребёнка, школа будет практически бессильна.
Я предвижу сейчас негодование со стороны некоторых читателей: почему же Вы относитесь к учителям, как к врагам. Дескать, они желают Вашему ребёнку только самого лучшего, а если и гнобят школьника, то исключительно для его же собственного блага…
Во-первых, по моему глубокому убеждению, у ребёнка должна быть возможность самостоятельно выбирать, что учить, а что не учить. И если учитель по каким-то причинам не заинтересовал школьника, то принуждение ребёнка к учёбе будет не только аморальным, но и бессмысленным. Сила и угрозы, скорее всего, только вызовут у школьника отвращение к предмету.
Во-вторых, увы, «профессиональная деформация личности» — это не миф. Достаточно часто учителя банально врут. И чтобы проиллюстрировать как оно бывает в жизни сошлюсь на два замечательных поста от Toogeza, про детективные школьные разборки:
Дело о шубе
Следствие ведут учителя
Подведу итог.
Современная система российских школ отвратительна. Ничуть не менее отвратительна чем, например, современная система российских тюрем. Если есть такая возможность, конечно же, лучше не отдавать ребёнка в стандартную мозгодавильню, а учить его или в какой-нибудь свободной школе, типа Школы Тубельского. Или даже дома, на экстернате.
Тем не менее, адекватным родителям вполне по силам сделать сносным и пребывание своего ребёнка в обычной школе. Для этого им достаточно в разного рода конфликтах по умолчанию занимать сторону ребёнка, а не сторону зрителей или учителей.