Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Меня часто спрашивают, за что я так сильно ненавижу школу. И каждый раз я не устаю удивляться этому вопросу. Так как с моей точки зрения вопрос следует ставить иначе: разве может взрослый и трезвый человек относиться к школам без ненависти?
Вот типичнейший пример поведения типичного школьного педагога:
Я в восторге от наших учителей.
Сыну в школе дали домашнее задание, в котором, среди прочего, был вопрос — «Как связаны буква "А" и бык». Рассказал ему про финикийский алфавит, как первую фонетическую письменность. Что там была буква «алеф», очень похожая на нашу современную «А», и что слово «алеф» означало «бык». Что, возможно, букву так назвали, потому что если развернуть её, она похожа на морду быка с рогами. Ещё очень радовался, что детям во втором классе такие вещи рассказывают.
Учительница поставила ребёнку двойку, заявив, что он фантазировал в домашнем задании.
Правильный ответ: если к слову «бык» добавить «а», получится родительный падеж. Я не планировал рассказывать сыну в таком раннем возрасте, что половина окружающих людей — идиоты. Но, видимо, придётся».
Если вам этого мало, ещё немного стандартной школьной жести собрано вот в этом моём старом посте.
Однако и короткого примера с быком вполне достаточно, чтобы увидеть главную проблему современной школы.
Наша современная школа представляет собой типичнейшую обезьянью стаю, в которой нелепые традиции и ритуалы практически полностью подменяют собой процесс обучения.
Проще говоря, в школе детей не учат: их там искусственно низводят до положения младших членов обезьяньей стаи, которые должны во всём подчиняться доминирующим особям и по-возможности точно копировать их поведение.
Если ребёнок достаточно быстро понимает правила игры, он «вливается в коллектив» и охотно вникает во все эти дичайшие ритуалы типа связи слова «бык» и буквы «А» через родительный падеж. Одновременно с этим он впитывает и другие обезьяньи повадки: вставать, когда учитель входит в класс. Вести себя тихо и послушно. Лебезить перед доминирующими особями и дружно травить тех, на кого они укажут. Участвовать в обезьяньих интригах, обсуждая, кто с кем не поздоровался, а кто кого погладил по попе.
В одном из блогов недавно я прочёл забавную зарисовку из жизни четвероруких. Стая настоящих обезьян гуляет в просторном вольере, наступает время кормления. Альфа-самец подходит к выданной лаборантами еде и начинает размеренно её пожирать. Пара бета-самцов стоит рядом, ещё несколько низкоранговых особей крутятся вокруг.
Альфа-самец задевает рукой фрукты и случайно для себя роняет один из них на землю. Шныряющая мимо низкоранговая обезьяна незаметно подхватывает фрукт и быстро суёт его себе в рот, а потом делает вид, будто ничего не произошло.
Эту картину видит стоящая рядом с альфа-самцом бета. Она моментально отлавливает нарушителя и визгом привлекает внимание альфы. Альфа вразвалку подходит к парочке, бета пальцами открывает воришке рот и показывает альфе украденный фрукт. Альфа спокойно вынимает фрукт изо рта воришки, кладёт себе в рот, и отвешивает нарушителю несильную воспитательную оплеуху. Порядок восстановлен.
Что-нибудь знакомое в душе зашевелилось?
Правильно. Это стандартная сценка из школьной жизни. Когда хорошие ученики стучат учителю на плохих.
Разумеется, люди — не обезьяны, поэтому у людей всё обставлено сложнее.
Во-первых, в школе одновременно существует большое количество разных стай, во многие из которых учителя даже не входят. Бывают ученики, которые по своему неформальному статусу стоят даже выше некоторых учителей: тех из них, кто плохо вписывается в эту обезьянью систему.
Во-вторых, в школе все эти животные развлекушки слегка замаскированы святым делом получения знаний. И если назвать учительницу из истории с буквой «А» обезьяной, она искренне оскорбится. В её понимании, она не заставляет второклассников заниматься «мартышкиным трудом», покорно повторяя за ней её бред, а учит и воспитывает детей.
Кстати, если вы ещё не читали, про все эти школьные забавы отлично написал Пол Грэм в своей статье «За что не любят ботанов»:
Там он понятно и убедительно, на пальцах, объясняет, почему же в школах так плохо живётся тем детям, которым реально интересно учиться физике, математике, астрономии, истории и прочим захватывающим наукам.
Надеюсь, в этом небольшом вступлении мне удалось хотя бы примерно объяснить, за что я ненавижу школы. За то, что они низводят человека — как школьника, так и учителя — до уровня тупого животного, который тратит долгие годы своей жизни на отупляющую ритуальную обезьянью жвачку.
Перейду теперь к ответам на те вопросы, которые вы наверняка захотите мне задать.
В.: Но ведь школа даёт детям знания! Без школы наши дети станут тупицами, будут лёгкой жертвой мошенников типа Мавроди или Чириковой.
О.: Откройте глаза. Паства Мавроди, Чириковой и Малахова училась в школе поголовно. Увы, бояться поздно: окончившие школы люди уже в массе своей являются тупицами. За пределами своей профессиональной области они умеют только медленно читать, писать с ошибками и считать на калькуляторе.
Банально прочтите комментарии к посту какого-нибудь пишущего для широких масс блогера. Например, матерщинника Тёмы. Орфографические ошибки типа «жизнерадосные» и «помойму» регулярно проскакивают у каждого третьего комментатора. С запятыми не могут справиться девяносто пять процентов. Аккуратное же оформлению мыслей — хотя бы на уровне газетного текста — я вижу, дай Б-г, в одном комментарии из ста.
Вот, кстати, типичный поток слов от школозащитника, который в течение как минимум десяти лет полировал своей задницей парту на уроках русского языка.
вас вмести с фрицем в школе били наверно. Школа это очень важный этап в жизни человека выжил в школе выжил в мире. Детям надо общаться надо вырабатывать в себе навыки поведения в обществе, проявлять себя как то. Школа плоха только тем кто неудачник и не смог завоевать уважение среди сверстников. Конечно образовательная система плохая в России, но что вам мешает делайте лучше чем ныть что школа говно давайте разнесем ее. бред....
Проще говоря, современная школа в плане знаний не даёт человеку ни-че-го.
В: Пусть школа не даёт реальных знаний. Однако она учит учиться!
О: Чтобы научиться учиться надо… учиться учиться. Надо изучать психологию, мнемотехнику, педагогику.
Что из этого списка преподают в школах?
Ничего. В процессе обучения школьникам столько раз бьют киянкой по мозгам, что их несчастная психика превращается одну большую кровоточащую отбивную. О каком умении учиться можно говорить, если большая часть взрослых не может самостоятельно разобраться даже в элементарнейших компьютерных вопросах?
Казалось бы: просмотри справку к программе, найди нужный тебе кусок текста и прочти его. Что может быть проще?
Однако школа так качественно выжигает кислотой детям мозги, что взрослые банально не могут заставить себя потратить на обучение новому даже несколько минут. Им страшно, больно, неприятно учиться.
Нужно быть крайне наивным человеком, чтобы заявить после этого, будто школа учит учиться. Ладно, я понимаю, себя оценивать тяжело. Мне на собеседованиях ещё ни один претендент не сказал честно, что он учится медленно: все заявляют, что они учатся быстро и схватывают всё на лету.
Но откройте глаза, посмотрите вокруг. Сколько вокруг вас людей, патологически неспособных к какому бы то ни было обучению? Если вы только не очень везучий человек, то таких — подавляющее большинство.
В: Но всё же выпускники школ знают больше, чем знали до школы.
О: А ещё у семнадцатилетнего член длиннее, чем у первоклассника. Тоже школе спасибо? Понятно, что невозможно прожить одиннадцать лет и ничему за это время не научиться. Вот только школа тут не при делах.
В медицине принято делать так называемое двойное слепое исследование. Приходит, допустим, Геннадий Малахов в клинику и говорит: я изобрёл целебную настойку из мочи штангистов, она помогает при радикулите. Вот, я тут принёс отзывы тех, кому помогло.
Врачи отвечают Малахову: погодите, Геннадий Петрович, мы проверим. Берут сто больных радикулитом. Потом в течение месяца половина из них пьёт настойку из мочи, вторая половина — настойку боярышника. И дальше врачи смотрят — есть ли какая-нибудь разница в состоянии подопытных. Если разницы никакой нет, значит, настойка Малахова не работает и ему следует продолжать свои эксперименты до достижения более убедительного результата.
Так вот. Со школами таких исследований официально не проводят. Так как отлично знают: если одного ребёнка учить в школе, а второго пустить в свободное плавание вне школы, то школьник будет знать меньше, а здоровье иметь хуже.
В: Я помню школу. Нам рассказывали там важные вещи. Вот, логарифм, например, или про Генриха IV. Я оттуда многое интересное помню.
О: Вот короткое исследование — чем реально заняты дети на уроке.
На настоящее обучение дети тратят… несколько минут со всего урока. Остальное время уходит на переклички, ожидание отстающих, выслушивание нотаций, повторение уже известного хорошим ученикам материала или прочую чушь.
То есть, реальный КПД школы составляет, в самом лучшем случае 10%. Но это максимальная цифра, достижимая только для самых прилежных и выносливых детей. Нормальный ребёнок тратит на реальную учёбу 1-2 процента времени, не больше.
Встаньте на выходе любого метро и начните задавать людям элементарнейшие вопросы. Попросите сложить одну третью с одной четвёртой, например. Арифметика постоянна нужны во взрослой жизни, поэтому отмазка «мне нужно смотреть справочник» тут не прокатит.
Возможно, вы будете удивлены, но 90% людей не смогут дать вам правильный ответ.
Почему?
Потому что школа крайне неэффективна. Банальный просмотр телевизора и посещение магазинов дадут больше знаний об окружающем мире, чем высиживание обязательных часов на уроках.
Репетиторы знают: если ребёнок настроен учиться, можно без особого напряга двигаться по школьным предметам со скоростью учебный год в неделю. Уже это является показателем реальной цены школьных часов.
В советское время на одной из дипломатических тусовок наш дипломат с гордостью сказал немецкому, что Стаханов сумел перевыполнить норму в тридцать раз. На это немец пожал плечами и заметил, что если бы подобное произошло в Германии, то назначившего такую маленькую норму технолога немедленно уволили бы.
Ровно то же самое можно наблюдать и в школе. Ведь в чём заключается одна из главных причин ненависти к ЕГЭ? В том, что он раскрыл секрет Полишинеля — реальный уровень получаемых в современной школе знаний близок к нулю.
В: А мне нравилось учиться в школе! У меня там были друзья, мне было там хорошо.
О: Я вас понимаю. В обезьяньих стаях бывает весело. Интриги, травля, первые поцелуи, прочие животные забавы. Если вы принимали правила игры и нормально вписывались в школьную стаю, занимая там достаточно высокое положение, школьные годы должны были пролететь для вас легко и ненапряжно.
Но если бы вы эти десять лет не учились в школе, а просто жили бы, общаясь с ребятами во дворе, вы получили бы даже большую дозу обезьяньей социализации: ведь в ваших компаниях не играли бы серьёзной роли ущербные взрослые, которые в школьных иерархиях занимают незаслуженно высокое положение. При этом вам удалось сохранить бы значительно больше физического и душевного здоровья.
Кроме того, всё же нельзя быть таким эгоистом. Ведь обезьяньи стаи устроены таким образом, что многие нормальные дети в них не вписываются. У таких детей развивается целая масса заболеваний, вплоть до дидаскалейнофобии — панического страха перед школой.
Вы уверены, что так уж необходимо кастрировать этим детям мозги, низводя их до уровня тупых обезьян, радостно повторяющих за доминирующей самкой бред про быка и букву «А»?
В: А вот у меня был замечательный учитель…
О: Я верю в хороших учителей. Я не верю в классно-урочную систему. Школьная система устроена таким образом, чтобы перемалывать в труху любые попытки хороших учителей выпрыгнуть из обезьяньих ритуалов и начать реально учить.
Вот свежий пример — директор школ был вынужден уйти в оставку, когда выяснил, что чиновники заставляют его тратить больше 90% времени не на организацию учебного процесса, а на заполнение бессмысленных бумажек.
При этом я далёк от мысли винить чиновников в злом умысле. Наши чиновники от образования — плоть от плоти этого обезьяньего болота. Вся их жизнь давно уже подчинена бессмысленным ритуалам, за пределами которых их не интересует ничего.
Если дать хорошему учителю заинтересованных детей, он сможет очень многому их научить. Но… кто же разрешить учителю тратить отведённое под мартышкины забавы время на настоящую учёбу?
В: Почему школы превратились в те калечащие детей камеры хранения, которыми они являются сейчас?
О: Потому что у школ не было обратной связи. Общество никак не контролировало результаты обучения, доверяя оценивать уровень эффективности учителей… самим учителям. А если оставить большую бюрократическую систему бесконтрольной, результат будет возможен только один — полное поглощение всякой полезной деятельности обезьяньими ритуалами.
Много об этом писал, кстати, Мэрфи. Внутренняя согласованность ценится больше эффективной работы. Компетентный человек — это человек, ошибающийся по правилам. Унция репутации стоит фунта работы… вообще, хорошей идеей является перечитывать Законы Мэрфи каждые несколько лет. С возрастом они вызывают всё меньше смеха и всё больше согласных кивков головой.
Так вот. В том, что наши школы стали гнойными отстойниками, в которых неудачники калечат наших детей, виноваты родители.
Мы все с вами отлично понимаем, что бумажные конспекты в двадцать первом веке — это устаревшее безумное дерьмо, реальной пользы от которого не больше, чем от негритянских амулетов из змеиной кожи. Тем не менее, учителя продолжают требовать от детей вести конспекты, а родители делают вид, будто так и надо.
Почему бы родителям не задать учителям вопрос прямо — почему вы тратите время наших детей на мартышкин труд?
Трусость, конформизм. Нежелание решать проблемы несчастных детей, когда вполне хватает и своих, взрослых проблем. И, наконец, осознание необходимости куда-то сдавать ребёнка на время рабочего дня.
Кроме того, мы же все окончили школу. И нам там крепко вдлобили в головы: если тебя заставляют заниматься ерундой, засунь язык себе в задницу и не высовывайся. Замкнутый круг забитых и боязливых обезьян замкнулся.
Нет, я знаю, сейчас мне накидают сто аргументов о пользе ведения бумажных конспектов в 2012 году. Однако давайте всё же найдём в себе смелость заглянуть правде в глаза. Хотя бы здесь: в Интернете, где всем на всех наплевать. Какие бы оправдания бумажным конспектам мы ни высасывали из пальца, главная причина их существования ровно одна. Много веков назад умный человек завёл традицию вести конспекты, а потом поколения тупых обезьян сделали эту устаревшую уже традицию святой.
В: Так что же, ты предлагаешь разрушить школы?
О: Нет, конечно. Обезьяны учителя, обезьяны родители и маленькие детёныши обезьян уверены, что школа полезна и нужна. Кто я такой, чтобы начать насильно открывать им глаза?
Во-первых, им будет больно. Во-вторых, они мне банально не поверят: обезьяньи мозги подчиняются законам коллективов и авторитетов, а не законам логики.
Если людям так угодно, что же, пусть они и дальше отравляют мозги своим детям школами. В конце концов, я тоже окончил школу, и ничего, не вывихнул челюсть на уроках. Стал таки самостоятельным человеком.
Я не верю в революции. Рубануть шашкой и разрубить это осиное гнездо — идея дурацкая. Пусть лучше тихо себе гниёт. Реформа школ должна идти ненасильственным путём, постепенно.
В: Есть ли какая-нибудь альтернатива школьному обучению?
О: Конечно же, есть. Во-первых, можно резко снизить вред от школы, если объяснить ребёнку суть происходящих там процессов. Адекватный родитель, встающий на сторону ребёнка и учащий его правильно решать конфликты с учителями и одноклассниками, может сделать обучение в школе совсем ненапряжным.
Во-вторых, есть хоумскулеры: учащие детей дома родители. Технология уже неплохо отработана, сил и времени у родителей отнимает совсем немного, результаты великолепные.
В-третьих, наука не стоит на месте. С массовым распространением компьютеров, например, стали возможны две замечательные вещи — удалённое обучение и геймификация.
Великолепные курсы, например, вы можете пройти онлайн на сайте Курсера.
Конечно, там всё на английском, но много где таки есть русские субтиры… да и вообще, школа ведь научила вас учиться? Почему бы вам не испытать современные технологии на себе?
Кстати, недавно начался курс как раз по геймификации — по превращению жизни и учёбы в интересную игру. Рекомендую.
Лично я писал про геймификацию в статье про школу своей мечты, Кибершколу.
Но это было три года назад, и с тех пор изобрели куда как более продвинутые технологии геймификации, вполне пригодные даже для использования в рамках современной дикой классно-урочной системы.
Пожалуй, на этой оптимистичной ноте я закончу свой F.A.Q. Если же у вас остались вопросы, вы можете найти на них ответы в предыдущем F.A.Q. от 2010 года, в котором я осветил значительное число других часто всплывающих в дискуссиях о школе аргументов: