Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Итак, вчера я высказал гипотезу, что гениев сейчас относительно мало. Вот в древних Афинах были Сократ, Платон и ещё куча гениальных философов. Это на 200 тысяч человек населения. Сейчас в мире живёт уже больше 6 миллиардов человек. Где же десятки тысяч гениев? Лично мне представляется разумной гипотеза, что гениев выкашивает под корень школа.
Так вот. Вчера я получил в комментариях много вопросов и возражений. На некоторые из них сейчас отвечу «оптом».
О: Вообще мне, как философу, гениальность Сократа и Платона представлялась совершенно очевидной. Сейчас я вижу, что ошибался. Человеку, который Платона не читал (читал мельком), их гениальность очевидной вовсе не кажется.
Не буду загибать пальцы и говорить, что каждый, не разбирающийся в философии — позорный лох. Попробую лучше подобрать область, где гений более нагляден.
Вот если взять, например, музыку. Можем ли мы сказать, что сейчас в Европе живёт в десять раз больше гениальных композиторов, чем во времена Моцарта и Бетховена? Или на этот счёт есть разные мнения?
Или, скажем, литература. Мне вчера процитировали замечательный фрагмент из Стругацких, где Братья задают вопрос в воздух: «куда подевались все писатели»? Лично меня этот вопрос тоже волнует.
О: Потому что для проявления гениев требуется какой-то минимальный уровень жизни. В Афинах этот минимальный уровень жизни был. Была возможность жить «умственным трудом», была достаточно высокая концентрация образованных людей. Ни в «галльской деревушке», ни, тем более, среди африканских туземцев, возможностей у гения себя проявить просто не было.
Вообще, не нужно думать, что в древней Греции жили богаче чем сейчас. У Сократа, например, насколько я помню, рабов не было: свою карьеру Сократ начинал камнетесом, как и его отец.
Кстати, по поводу африканских туземцев. Я привык задавать «убойный вопрос» — «назовите хоть одного негра-учёного». Сегодня впервые я на этот вопрос получил ответ. maximkat дал мне ссылку вот на этот список негров-учёных.
О: Чарльз Дуэлл, руководитель американского патентного бюро, произнёс в 1899-м году знаменитые слова: «Все, что можно было изобрести, уже изобретено». Как показал XX-й век, он сильно ошибался. Изобретений меньше не становится. Простой пример: в Древних Афинах нельзя было создать гениальную компьютерную игру. А сейчас — можно.
Кстати, вернёмся к тем же писателям. Где гениальные писатели? Или они тоже не могут писать, так как «всё уже написано»? А поэты, вероятно, не могут по тем же причинам писать стихи?
О: Предлагаю для начала определиться — в самом ли деле школа уменьшает поголовье гениев. И только после этого думать — полезна она для общества или нет. Есть несколько разных вопросов:
а) «Нужна ли школа обществу?»
б) «Уменьшает ли школа процент гениев?»
в) «Нужна ли школа ребёнку?»
Сейчас мы обсуждаем исключительно вопрос «б» — «Уменьшает ли школа процент гениев в обществе».
О: Увы, статистики по гениям в Древней Греции не велось. Более того, подобной статистики не ведётся и сейчас. Так как инструмента измерения гениальности пока не придумали.
IQ-тест как критерий измерения гениальности я принять не могу. У Энштейна, например, насколько я помню, был самый заурядный IQ.
С другой стороны, именно эта невозможность чётко определить гения при жизни и позволяет школам так уверенно проповедывать свою незаменимость. Сейчас в мире, afaik, не существует ни одной развитой страны, где не было бы обязательного школьного всеобуча.
Какой из этого можно сделать вывод? Раз нет статистики — следует, по-хорошему, получить её, прежде чем утверждать, что школы приносят пользу, а не вред. Например, исследовать судьбы детей, которые по разным причинам получили образование вне школы.
Впрочем, коллеги, я не единственный человек, который думает, что гениев сейчас мало. Стругацких я уже упоминал (если, конечно, можно считать мнение их героя — их мнением). А ещё одну очень любопытную ссылку любезно предоставил potan. Цитата оттуда, на тему «почему гении не размножались»:
...Культ слабоумия. Эта доминанта также сформировалась в средние века. Индивид, склонный к интеллектуальной деятельности либо направлялся в монастырь, где вероятность порождения им потомства была крайне низка, либо в силу своей тяги к знаниям и склонности к юмору, приобретал репутацию неблагонадежного. Такой индивид с высокой вероятностью уничтожался при очередной кампании по борьбе с ересью...
О: Как я понимаю, идея в том, что современный гений двигает науку совсем чуть-чуть, и его личный вклад незаметен. А Перельман — это, надо полагать, некий супергений, каковых в Древней Греции просто не было.
Но как же тогда быть с писателями или музыкантами? Можем ли мы сказать, что написать хорошую музыку сейчас сложнее, чем триста лет назад?
О: Есть разные мнения на этот счёт. Лично я ему свечку не держал, так что хер его знает. В любом случае, предлагаю простить Сократу этот небольшой грех, даже если он в нём и виновен.
О: Во-первых, очень многие люди не едят в МакДоналдсе. В школах учатся практически все. Во-вторых, механизм купирования таланта в школе хорошо изучен и описан. А вот как влияет на деятельность мозга поедание гамбургеров лично мне неясно.
О: Действительно, эта гипотеза имеет право на жизнь. Возможно, гений просто не может быть вторым номером.
Однако есть ведь много областей, где и «первый номер» — далеко не гений. Да взять хотя бы того же Петросяна. Где другие, более талантливые исполнители?
Вообще, если подняться достаточно высоко, быстро выясняется, что на вершине весьма одиноко. Никакого "дыхания в спину" не наблюдается — наблюдается пустота и безлюдие.
О: Кое-что вполне понятно уже сейчас, кое-что пока весьма туманно. В целом, концепция «школоботомии» на сегодняшний день — это просто гипотеза, нуждающаяся в дополнительном обосновании. Однако меня весьма забавляют попытки школозащитников запретить мне думать в этом направлении.
Так как именно в этом заключается суть школьной дрессировки — не позволить человеку сойти с проторенного миллионами ног пути и пойти своим путём.