Фриц Морген: Образование в заднице
Как вытащить наше образование из той глубочайшей задницы, в которой оно сейчас пребывает?
Тина Канделаки выдала в своём посте замечательную и одновременно простую идею:
Если вкратце, суть в том, чтобы дать возможность работодателю напрямую заказывать себе у школ и вузов нужных сотрудников. То есть, сделать так, чтобы нашим образованием управляли не мечтальные чиновники — как сейчас — а реальные производители, думающие не про инструкции и формуляры, а про развитие бизнеса и его капитализацию.
Объясню, почему мой опыт говорит мне, что Тина однозначно права. Начнём с обзора текущей ситуации.
Как я уже сказал чуть выше, наше образование находится в глубокой заднице. В глубокой жопе, если употреблять слова, которым не учат на уроках русского языка. Это факт.
Система образования устарела на много десятилетий, детей не учат, а банально держат в школах и институтах, как держат промасленные шпроты в консервных банках. При наличии доступной сейчас везде ВикиПедии детей заставляют заучивать нелепые факты, однако с логикой — без которой из океана информационного вранья невозможно выудить ничего полезного — детей никто не знакомит.
Мы можем твёрдо рассчитывать, что выпускник вуза будет уметь читать, писать и считать. Всё остальное… как повезёт. Опционально.
Проще говоря, нынешняя система образования убога до безобразия. И даже самым безнадёжным оптимистам уже ясно, что с этой ситуацией надо что-то делать. Вопрос только в том, что именно делать.
Терпеть — жалко. Шестнадцать лет — школа плюс институт — тратятся абсолютно бездарно. Ну, серьёзно, за убийство меньше дают. Нельзя вот так брать и вычёркивать из жизни детей самые продуктивные с точки зрения обучения годы.
Распускать все школы под ноль тоже нельзя. Хочется, но нельзя. Так как резкие движения в стасорокамиллионной стране приводят только к одному — к усугублению проблемы. На протяжении нашей истории мы могли убедиться в этом много раз. В те же лихие девяностые, например, чтобы далеко не ходить за примерами.
Вывод, следовательно, напрашивается неутешительный. Нам следует решительно сомкнуть челюсти, выдохнуть через нос и начать плавно, последовательно и планомерно реформировать среднее и высшее образование.
Возможно ли это сделать, хотя бы теоретически? Или же без жестокой ломки системы через колено у нас ничего не получится?
На первый взгляд задача выглядит безнадёжной. Так как куда ни ткни, мы непременно упрёмся в прогнившую часть механизма образования, которая уже давно не работает, и которую следует немедленно менять.
Но… можно ведь оставить внешние, привычные атрибуты школы и менять только внутреннее наполнение. Тогда это будет выглядеть не как уничтожение существующей системы, которая — по мнению общества — пока ещё хоть как-то работает, а как постепенное улучшение, движение вперёд.
Проще говоря, можно сварить «кашу из топора»: взять за основу нынешнюю, неработающую систему образования, и постепенно добавить в неё новые необходимые для нормального обучения детей ингредиенты. Пусть всё это индустриальное убожество — тюремные переклички, деление на классы по возрасту, рабские звонки с урока и на урок — остаются. Это не главное.
Суть обучения заключена совсем в другом. Например, в учителях.
Сейчас педагогов школьники не уважают совершенно. И, в общем, они правы: современных педагогов не за что уважать. Это, в массе своей, низкооплачиваемые неудачники с серьёзными проблемами в голове, которые работают учителями от безысходности: из-за того, что они не могут или не хотят найти себе другую работу. Исключения, разумеется, есть… но вряд ли число «крутых» педагогов в масштабах страны составляет хотя бы несколько процентов от их общего числа.
Нормальный же школьник, равно как и студент, учиться у неудачников не может физически. Если ты не уважаешь учителя или не влюблён в него, вызвать в себе интерес к его словам невероятно тяжело. Большая часть детей на это неспособна… во всяком случае, до тех пор, пока над ними не стоят родители с грозно занесённым хлыстом.
Конечно, всегда есть вариант так сильно запугать и опустить детей, чтобы они даже неудачников считали по сравнению с собой полубогами… но это ведь не та дорога, которую мы желаем нашим детям, верно?
Поэтому очень большим шагом вперёд будет повышение статуса учителя. Как вариант — приглашение в качестве учителей тех, кто смог реально добиться в жизни чего-то большего, нежели окончание педвуза. Что характерно, сделать это можно вполне в рамках существующей системы, ничего не ломая.
Ещё можно сделать упор на «экспериментальные» учебные заведения и продвигать серьёзные изменения только там, пользуясь прикрытием экспериментальности. Это тоже позволит обеспечить столь важную для нашей огромной страны последовательность и поступательность перемен.
Плавно перехожу к главному. Кто же будет заниматься этой архиважной реформой?
Тина предлагает отдать право принимать решения… потребителям человеческого товара. То есть, рынку. Тем предприятиям, заводам и фабрикам, на которые студенты пойдут работать после получения диплома.
И я считаю, что это очень правильная идея.
Люди склонны включать мозг только тогда, когда речь идёт об их деньгах. Поэтому реальные руководители не будут платить «за воздух». Им будет всё равно, сколько там студенты провели часов за гудением затхлых мантр, им будет важно, чтобы к ним приходили адекватные, вменяемые специалисты.
Появление людей, серьёзно заинтересованных в нормальном качестве образования, будет уже огромным шагом вперёд.
Конечно, сейчас кто-нибудь наверняка скажет, что промышленность будет заинтересована только в подготовке узких специалистов. Например, программистов, которые не будут ничего знать за пределами своей Джавы…
Не соглашусь. Узких специалистов на самом деле не бывает. Если узкий — значит ещё не специалист. Так как тому же программисту нужны и английский язык и высшая математика и русский и ещё множество разных «смежных предметов», включая даже физическую подготовку.
Поэтому если дать рынку возможность прямо указывать школам и институтам — как именно нужно учить детей — выиграют от этого все. И в первую очередь сами дети, которые будут сразу получать в одном флаконе и востребованное образование и хорошую работу.
Помните, у Бенджамина Франклина? «Если высыпать содержимое кошелька себе в голову, его уже никто у вас не отнимет». Дополню реплику американца. Тратить деньги на образование — это не только полезно, но и очень приятно. И тот прискорбный факт, что сейчас дети образование воспринимают как пытку, является чётким симптомом — систему образования надо менять.
© Фриц Моисеевич Морген
{jcomments off}