Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Полигон DISc0nNecT'a

Авторизация

Книга про инвестиции

Карта посещений

Другие ссылки

Поиск по сайту

Холуйство

Холуйство

Поедание лягушачьих лапок требует определенной подготовки. Нужно не только преодолеть естественное для цивилизованного человека отвращение к мясу лягушек, но прочесть хотя бы краткую этикет-инструкцию по их поеданию. Цитирую историю из бородатого двухтысячного года.

«Пришла как-то одна небольшая компания в крутой петебургский ресторан — двое мужчин и женщина. Одним из мужиков был мент-полковник — здоровенный, красный, в форме, весь из себя очень представительный. Набухались они прилично, и на закуску мент заказал дюжину лягушачьих лапок. Кто не знает — приносят всё, что у лягушки ниже так сказать талии. Принесли. Мужик взял одну лягушку двумя руками за "ноги", развел их и с непередаваемым чувством и причмокиванием произнес начиная вкушать то, что посередине — "Ах, девочка…". Видать, большой ценитель девочек оказался».

Мы с вами семьдесят лет жили в Советском Союзе, стране хорошей, но весьма дремучей в некоторых вопросах. Помните, у одного презирающего русских комика — «на унитаз в коньках не забираться»? К сожалению, во многом комик был прав.

Даже умным и образованным людям требуется время, чтобы научиться пользоваться биде или, скажем, соблюдать очередь при слиянии двух потоков автомобилей. Про людей тупых и невежественных я уж не говорю: многим из них не хватает на это всей жизни.

Возьмём в качестве хорошей иллюстрации маршрутки. Сейчас к ним все уже привыкли, особых затруднений вопросы маршруточного этикета не вызывают. Но раньше… расскажу две типичные истории десятилетней примерно давности.

История первая. Едет маршрутка. Заходит бодрого вида дедок, судя одежде и по манерам поведения — ветеран Войны. И сходу начинает гнать на маршруточника: дескать, ездит тут, падла, деньги с честных граждан стрижет — ну разве же не сволочь? Люди добрые, посмотрите на этого буржуя, да он же рублей сто в день имеет, наверное, никак не меньше!

В чём проблема ветерана? Ведь, казалось бы, нет ничего плохого в маршрутках: это не жульничество, честный бизнес.

Проблема в том, что у него в голове сидит советское ещё табу: зарабатывать на людях — постыдно. Объясню для тех, кому не повезло застать советские порядки.

Если ты получил в кассе завода двести рублей зарплаты — это ок. Ты взял деньги у государства. Если ты спёр с завода дрель и продал её по-дешёвке соседу — это тоже ок. Ты взял деньги у государства. Если ты спёр у какого-то растяпы тачку кирпича и загнал её соседу задёшево — это уже не совсем ок, но ещё и не позорно. Вы с соседом соучастники, эдакие благородные разбойники типа Робин Гуда или Капитана Блада.

Но ежели, не приведи Г-дь, ты перевёз соседу барахло на дачу и взял с него три рубля за работу плюс бензин… вот это уже настоящее жлобство, достойный презрения поступок.

Вы не понимаете почему?

Да потому что взяв у соседа деньги за работу ты на нём наживаешься! В СССР было позорно зарабатывать деньги на ком-то. Поэтому, в частности, так ненавидели кооператоров в начале девяностых. Потому что они покупали сигареты по двадцать рублей, а продавали по двадцать пять. Наживались на простых гражданах.

Тот банальный факт, что если бы не эти пять рублей накрутки, кооператораторы сдохли бы с голоду, а граждане бросили бы курить, в голову постсоветским гражданам, разумеется, не приходил. Они думали, что если «посредники» вымрут, то торговать сигаретами в розницу начнут сами табачные фабрики, причём по оптовой цене.

Вернусь теперь к ветерану в маршрутке. Он возмущался не столько тем, что водитель маршрутки зарабатывает «больше ста рублей в день», столько тем, что он наживается на пассажирах. Если бы деньги собирал кондуктор, передавал их в кассу автобусного парка, а потом из этой кассы государство платило бы водителю — никакого возмущения у ветерана не было бы. Денежные транзакции «гражданин-государство» в СССР одобрялись и даже поощрялись, запрещены были только транзакции «гражданин-гражданин».

История вторая. Едет маршрутка. В салоне сидит крупной комплекции поддатый мужчина, рядом с ним жена. Мужчина, потиньку раскочегариваясь, начинает маршруточника гнобить: дескать, и едет медленно, и на ухабах не тормозит… я уж не помню, в чём конкретно заключались претензии, но помню, что были они совершенно не по делу.

Маршруточник вежливо просит пассажира заткнуться. На что тот взвивается: да ты холуй, я тебе заплатил пять рублей, ты должен теперь меня везти за эти деньги, прислуживать мне всячески и угождать! Я плачу тебе деньги, я тут главный, а ты — говно! Работа у тебя такая, холуй!

Остальные пассажиры попытались аккуратно «барина» успокоить, но удалось им это далеко не сразу. Из-за слова «генацвале» тот даже чуть было не полез в драку. Только когда маршруточник остановил свой болид, протянул десятку супружеской чете и попросил освободить салон, скандалист осознал, что ему лучше бы заткнуться.

В чём была проблема этого любителя холуев?

В советской же формуле — «клиент всегда прав». Если вы были когда-нибудь в ресторанах, персонал в которых не менялся с советских времён, вы наверняка обратили внимание на ту подобострастную угодливость, с которой они вас обслуживали. У неподготовленного человека такой «сервис» вызывает некоторую гадливость — в современных заведениях общественного питания официанты стараются относиться к клиенту с уважением, но таки на равных.

В СССР, повторюсь, был такой миф: «наживаться» на ком-либо позорно. Из этого мифа автоматически проистекало нехитрое убеждение — «раз я плачу тебе деньги, ты теперь должен за это мне ноги целовать». Вот пассажир маршрутки и недоумевал — почему же он пять рублей свои честно зарплатил, а маршруточник своей части договора не выполняет, ног клиенту не целует.

Отсюда же, кстати, берёт корни и презрение к продавцам, которые, по мнению малокультурных людей, «всё за деньги сделают». Сиволапые бедолаги, пытающиеся срывать своё плохое настроение на продавцах, не понимают двух вещей.

Первое — что формула «клиент всегда прав» — это советский миф, и что в старом капитализме, типа европейского, прав когда клиент, когда продавец, а когда и оба сразу. Скандального клиента в Европе выпрут за дверь моментально, и владелец заведения будет полностью на стороне блюдущих порядок продавцов.

Второе — что довод «я плачу деньги, и ты за это должен мне ноги целовать» можно без труда перевернуть в обратную сторону: «я оказываю тебе услугу, и ты за это должен мне ноги целовать».

В конце концов, при любом оказании услуг, при любой продаже товара есть две стороны договора, которые можно условно обозначить как «продавец» и «покупатель». И совершенно неясно, почему одна из сторон — «покупатель» — имеет право требовать сверх соблюдения условий договора ещё и унижения от другой стороны.

Нет, откуда пошла формула «клиент всегда прав», проследить несложно. Во-первых, разного рода убогих торговых агентов и в самом деле учат ползать перед клиетами на колениях, втюхивая им лежалый товар по завышенной цене. Во-вторых, советские продавщицы были, в массе своей, настолько омерзительно грубы и хамоваты, что на контрасте с ними не мог не сформироваться миф о «капиталистической продавщице», которая клиентам при входе в магазин чуть ли не минет делает.

Примерно так дремучие крестьяне прошлых веков представляли себе жизнь дворян: сидят на двадцати перинах, жрут сахарные головы, передвигаются исключительно на носилках…

Сейчас, когда после открытия железного занавеса прошло уже двадцать лет, мы уже наездились по европам/америкам и успешно ликвидировали многие пробелы в нашем воспитании.

Например, сейчас уже никто не украшает своё жилище бутылками из-под дорогого алкоголя. Лежащих на улицах пьяных я не видел уже очень давно. Туалеты в кафе стали чистыми, встретить заблёванный унитаз уже почти нереально. Шашлык во дворах никто не жарит, шприцы валяются по парадным всё реже и реже. Мы потихоньку цивилизовываемся: во многих отношениях мой Санкт-Петербург уже сложно отличить от соседнего Стокгольма.

Однако предрассудок «я заплатил и мне должны», увы, по-прежнему очень силён. Хотя руководствующиеся этой формулой люди и обламываются раз за разом, они всё равно упорно продолжают требовать от тех, кому они платят деньги, чудес сервильности. И ежели эти чудеса они не получают, они приходят в благородную ярость: «НУЯЖЕПЛАЧУДЕНЬГИ!», восклицают они, почему же меня не торопятся облизывать?

Это справедливо, кстати, не только по отношению к продавцам: наша ненависть к чиновникам и футболистам во многом обязана своему существованию именно направленностью финансового потока. «Ну я же плачу с серой зарплаты три тысячи рублей налогов в месяц — почему же чиновники не понимают, что они — мои слуги, и что они должны меня за эти деньги в попу целовать при встрече».

Любителям холуйства не приходит в голову, что в стандартный договор на оказание услуг облизывание не входит. Если облизывание им так уж важно, они могут доплатить за него отдельно. В некоторых магазинах сервис и в самом деле близок к мечте соскучившегося по ласке гомо советикус… вот только и цены в этих магазинах обычно раза так в полтора-два выше, чем в каком-нибудь безразличном к амбициям покупателей дешёвом супермаркете.

Подведу итог

Если вы поймали себя за произнесением слов «я плачу деньги, и мне должны» — насторожитесь. Это не безобидная причуда, типа привычки убирать свою квартиру перед приходом специально нанятой для этой цели уборщицы. Это опасная, нехорошая формула, которая не принесёт вам ничего, кроме постоянных разочарований и геморроя.

Люди с другой стороны прилавка не становятся автоматически холуями после получения денег, и они морально совершенно не готовы ползать перед вами на коленях каждый раз, когда вы будете указывать им на недостаточную скорость обслуживания или ещё на какое-нибудь их несовершенство.

Не стреляйте, пожалуйста, в пианиста. Он играет как умеет.


© Фриц Моисеевич Морген

Яндекс.Метрика