Это не учения, боец! Добро пожаловать в реальный мир!
Полигон DISc0nNecT'a

Авторизация

Книга про инвестиции

Карта посещений

Другие ссылки

Поиск по сайту

Воспитание детей: методы

Воспитание детей: методы

Воспитание детей: методыРазнообразные методы воспитания могут применять родители в зависимости от особенностей, поведения и возраста ребенка. Применять и выбирать методы родителями зависит от уровня их психологических и педагогических знаний, и какими методами они сами воспитывались и т.д.

На выбор методов воспитания детей влияет стиль поведения родителей, который может быть попустительским, авторитарным и демократичным.

Эти методы формируют не только зрелую личность и полноценную гармонию, они иногда становятся причиной возникновения различных психологических комплексов.

Основные методы, применяемые в воспитании детей.

Метод убеждения и беседы. Этот метод применяется в воспитании детей с любым характером и в разном возрасте. В беседе с детьми родители аргументируют и объясняют, как себя надо правильно вести в различных ситуациях, выясняя мотивы поведения ребенка. Тон разговора родителя должен быть уверенно твердым и спокойным. Даже малыши в возрасте одного года, не умеющие еще отвечать, слушают родителей внимательно, реагируя на их интонацию.

Метод позитивного подкрепления. Подкреплением являются некоторые родительские действия, которые следуют за его поступками и действиями. Подкрепление бывает положительным (позитивным) и негативным . К позитивному подкреплению мы относим благодарность, похвалу, положительные со стороны родителей действия (дать новую игрушку, включить мультики, дать конфету), а к негативному (отрицательному) подкреплению– наказания, строгие замечания.

Метод позитивного подкрепления также заключается и в выражении позитивных эмоций ребенку, которые вызваны его поступками. Когда малыш делает что-нибудь хорошее и нужное, его необходимо выразить ему свою признательность и всегда похвалить, это могут быть объятия, поцелуй, улыбка, приятные слова, такие как « ты молодец, умница, правильно поступаешь и т.д.» или же другие действия, вызывающие у малыша положительные эмоции и приятные ощущения.

Метод негативного подкрепления основывается на высказывании малышу отрицательного отношения к его поступкам. Это могут быть, замечания («Хорошие дети так не поступают, этот поступок нехороший), укор (« ты расстроил нас, ты поступил очень нехорошо»), а также наказания.

Наказания бывают разные. Одним из методов эффективного наказания считается тайм-аут, это когда ребенка на некоторое время оставляют одного, не общаясь с ним и запрещая ему что-либо делать. В семьях, применяющих такое наказание, есть, как правило, отведенное специальное место, где ребенка на некоторое время оставляют, это может быть угол, скамеечка, стул. Ребенок, попадая в это место, понимает, что сделал нехороший поступок и за это наказан.

За плохое поведение наказанием может служить штраф, в виде запрета просмотров фильмов или мультика, сокращение времени игр и т.д. В качестве штрафа нельзя использовать такие действия, которые малыш может выполнять с удовольствием. К примеру, заставлять его писать или читать, мыть посуду или убирать комнату. Это может привести к тому, что малыш начнет воспринимать такие действия, как очень неприятные и в дальнейшем станет избегать выполнения таких поручений. В виде штрафа могут быть лишения сладкого или каких-либо вкусностей (но никак не еды).

Метод, так называемой дрессировки. Это может звучать грубовато, но так именно называется метод позитивного и негативного подкрепления. Основа этого метода состоит в следующем:

  • за плохие поступки – негативное (отрицательное) подкрепление;
  • за хорошие поступки – позитивное (положительное) подкрепление.

Эти методы иногда еще называют «методом наказаний и наград» или методом кнута и пряника». Главные принципы этих методов идентичны, но имеется и ряд различий, к примеру, под методом дрессировки, подразумевается позитивное подкрепление, а под методом наград подразумевают награждение. К примеру, если ребенок вымыл посуду, то это является подкреплением, а ваше обещание о походе с ним в выходные в парк-это награда.

Метод «1-2-3». Этот метод воспитания эффективен лишь в том случае, когда необходимо прекратить немедленно негативное поведение ребенка. Такой метод заключается в следующем: если после замечания родителя о неправильном поведении ребенку и считая до трех, ребенок не реагирует и продолжает плохое свое поведение, то должно последовать наказание. Такой метод применяется к детям старше двух лет. Начиная считать до трех, делая при этом промежутки в несколько секунд (4-5 сек.) между цифрами, родители дают шанс ребенку одуматься и выйти из этой ситуации безнаказанным, изменив свое поведение. В том случае, если ребенок на замечания родителя не реагирует, продолжая хулиганить по окончанию счета «3», необходимо наказание привести в исполнение.

Используя этот метод, родителю необходимо не терять уверенности и сохранить спокойствие, голос должен быть уверенным, а счет – четким. Иначе, ребенок если поймет, что взрослый уже «на взводе», в надежде добиться своего, может продолжить свои нехорошие действия.

Метод «заезженной пластинки». Часто в ответ на требования родителей, они получают массу возражений и отговорок от малыша и начинают вступать с ним в полемику. В этом случае, они лишь теряют время и не могут достичь своей цели. К примеру: «Даша надо идти в садик, одевайся», «Не хочу я в садик», Мне надо идти на работу, а тебе в садик», «А я хочу остаться с тобой дома», « Я не могу оставаться дома, мне надо на работу» и т.п. Объясняя ребенку не совсем понятные вещи для него, мамы начинают обычно выходить из равновесия и лишь теряют свое время. Эти разговоры могут продолжаться бесконечно. Но стоит маме перестать повторять свои требования и вступать в объяснения, как малыш сразу начнет выполнять все, что необходимо. «Даша надо одеваться и идти в садик», « Не хочу я в садик», «Даша, нужно одеться и идти», «Я хочу остаться с тобой дома», «Даша одевайся, мы идем в сад». Ребенок увидев, что продолжать дальше разговор бесполезно, и что мама на поводу не идет, он молча начинает одеваться.

В процессе воспитания большинство родителей применяют так называемый метод физического воздействия (подзатыльники, шлепки, битье и т.п.). До сих пор ответа однозначного об эффективности этого метода не найдено. Ни для кого, не секрет, что совсем еще недавно, битье применялось не только в качестве наказания детей, но и взрослых. На сегодняшний день этот метод физического наказания психологами считается как одним из самых неэффективных методов, к тому же для подрастающей личности – травматичным. Но, если вы являетесь сторонником такого воздействия, то старайтесь такой метод применять самых неординарных крайних случаях. Вначале необходимо попытаться воздействовать на ребенка гуманными методами и наладить с ним психологический контакт.


Источник

Яндекс.Метрика